Клуб по интересам: как переехать в Лондон и создать приложение для знакомств
Валерия Старк / Фото DR

Клуб по интересам: как переехать в Лондон и создать приложение для знакомств

Валерия Старк Фото DR
Бывшая сотрудница группы компаний Аркадия Новикова, а ныне сооснователь дейтинг-сервиса Huggle Валерия Старк рассказала Forbes Woman, как смогла построить бизнес за рубежом, не имея собственных активов, почему ушла из ресторанного бизнеса в сферу технологий и как боролась за право стать своей в королевстве

Семь лет назад Валерия Старк оставила должность топ-менеджера в группе компаний Аркадия Новикова, купила билет в один конец и переехала жить в Лондон. Московские хрущевки в сравнении с лондонскими квартирами показались ей хоромами. Входная дверь ее съемной квартиры вела прямо на кухню, причем с улицы. Валерия зарабатывала на жизнь консультациями соотечественников, которые хотели открыть ресторан в Лондоне. А потом создала свою компанию: основала приложение знакомств Huggle, конечно, не без помощи бывшего работодателя. Когда-то московский ресторатор познакомил ее с миллиардером из списка Forbes, основателем портала интернет-знакомств Badoo Андреем Андреевым, который и согласился вложиться в ее проект. Как молодая девушка строит бизнес на британском рынке?

Первое знакомство

Валерия Старк родилась и выросла в Москве. Ее маме было непросто растить троих детей одной в девяностые, поэтому в их семье действовало такое правило: хочешь учиться, плати за учебу сам. Валерия, как ее брат и сестра, рано начала работать.

В 15 лет она устроилась секретарем в отдел инсталляций комплексных решений в компанию, которая занималась разработкой сотовых технологий. Работодатели закрыли глаза на ее возраст и приняли на работу. Она была единственной девушкой в коллективе. Со ней работали восемь мужчин — «те самые технари с потертыми джинсами и грязной головой». Они занимались разработкой мультимедийных технологий в торговых центрах и школах. Это было ее первое знакомство с IT-индустрией, на тот момент она и представить не могла, что будет строить бизнес в этой сфере.

Желание мамы Валерия выполнила: поступила в университет на дизайнера интерьера, за учебу платила сама. Днем работала, а вечером училась. Но уже на третьем курсе бросила институт. Работать хотелось больше. Правда, продвинуться по карьерной лестнице на первой должности не удалось — требовалась инженерная специализация. Работа секретаря наскучила, и она устроилась хостесом в ресторан Аркадия Новикова. Довольно скоро девушка стала менеджером в другой ресторане.

Новая должность подстегнула Старк все-таки закончить учебу в университете, правда, специализацию выбрала другую — международные отношения. Днем — работа, вечером — учеба; жизнь вернулась в прежнюю колею.

Как-то подруга Валерии, дизайнер Алиса Бартова, позвала ее поработать над новым проектом Аркадия Новикова. Бизнесмен открывал центр развлечений для детей в торговом центре «Атриум». Ему нужны были дизайнеры, которые оформили бы его очередной проект. Валерия решила попробовать: «Когда-то я училась на дизайнера, понимаю, что к чему». Девушка всерьез увлеклась работой: «Стала лезть во все сметы, документы, пыталась контролировать процесс». Новикову такой подход к работе понравился, и он предложил ей место помощника директора по сервису в сети своих ресторанов, а некоторое время спустя — должность территориального директора филиала на Рублево-Успенском шоссе.

Исполнительный директор группы компаний Новикова занимался московскими ресторанами, а Валерия «вела Рублевку». Элитный район всегда стоял особняком. Поставщикам важно в первую очередь вывести свой продукт в рестораны Рублевки, а потом уже в центр Москвы. Если местным жителям понравится их продукт, контракт с поставщиками подписывают на всю группу компаний. «На Рублевке очень высокие требования к сервису и качеству», — рассказывает Старк.

Новые возможности

Валерия проработала у Новикова около восьми лет, за это время успела узнать местных жителей. Публика, как признается девушка, на Рублевке специфичная, к каждому гостю нужно найти подход. Когда Новиков решил открыть ресторан в Лондоне, предложил ей взять под контроль и эту территорию.

«Было интересно работать на две страны, я стала заниматься и маркетингом», — вспоминает Старк. Но постоянные перелеты и смены часовых поясов вымотали ее. Ресторанный бизнес стал привлекать все меньше, зато рос интерес к собственным проектам. На тот момент она еще не знала, чем хочет заниматься, зато точно знала, что хочет остаться жить в Лондоне и начать строить свое дело там.

Она поговорила с Новиковым и уволилась. Перед тем, как окунуться в новое дело, устроила себе двухгодичный отпуск — поступила в один из университетов Лондона. «Мне нужна была перезагрузка. Решила заняться саморазвитием, — объясняет Валерия. — К тому же мне хотелось больше узнать о стране, в которой я собиралась жить, поэтому стала изучать англосаксонскую историю».

На каждом рынке действуют свои правила. То, что сработало в одной стране, может оказаться провалом в другой. Чтобы стартап избежал этих ошибок и взлетел за рубежом, нужно знать рынок, менталитет и культуру этой страны. Например, продукт, который вы придумали, будет востребован в России, но не нужен в Британии, потому что там рынок им переполнен. Или же вы придумали веселую маркетинговую стратегию, а полнаселения страны обиделось на вас и возненавидело ваш продукт только потому, что вы не поняли их менталитет. Узнать устои британцев Валерии помогла учеба в университете.

Пока училась, зарабатывала на жизнь консультациями людей, которые хотели открыть ресторан в Лондоне. Они знали ее через Новикова и обращались за помощью. Сейчас из-за политической обстановки желающих стало меньше, а тогда было очень много людей из России и Украины, которые хотели инвестировать в ресторанный бизнес, рассказывает Старк.

Правила игры на чужом рынке

Найти жилье в Лондоне было просто, куда сложнее было привыкнуть к местному быту, вспоминает она. В доме, где жила девушка, не было ни одной мусорки, ее поиск превратился в квест. На противоположной улице от дома Валерия заметила зеленые мешки для мусора и решила подбросить к ним свои.

Подкинула раз, два. На третий получила сообщение с угрозами: «Ты, кто бы ты ни был, перестань бросать свой чертов мусор к нашим зеленым пакетам». И тут она поняла, насколько важно знать местные обычаи. В Лондоне есть целая мусорная культура: нужно сортировать отходы в разные пакеты и выбрасывать в соответствующий ему контейнер. Из-за того, что она подбросила свой неорганический мусор к соседскому органическому, чуть не разгорелся скандал. Сейчас Валерия живет в загородном доме с молодым человеком и двумя собаками. «Сколько мусора мы можем произвести, не в нашей власти, — смеется она. — Размер мусорного мешка зависит от количества человек, проживающих в доме. Произвести отходов больше отведенной тебе нормы ты не имеешь права».

Завести дружбу с местными сложнее, чем понять их порядки. Предвзятое отношение к иностранцам мешало полноценному общению. Из-за пропаганды на ТВ и в СМИ у британцев сформирован негативный образ о России и русских, объясняет Валерия. Девушка сильно переживала из-за того, что национальность шла впереди нее.

Когда страна, из которой ты родом, ассоциируется с чем-то плохим, то и людей оттуда воспринимают соответствующим образом. Россия совсем не работает над своим образом за рубежом. «Здесь о нас практически ничего не знают, — сожалеет Старк. — Если у британца нет русских друзей, то его представления о России, как правило, предвзятые. Такие люди обычно сводят все разговоры к политике. Невозможно изо дня в день вступать в эти дискуссии и пытаться доказать, что в России живут такие же люди, как и везде. Англичане порой рассказывали мне такие сказки про Россию и русских. Я предлагала прочитать им альтернативные новости».

София Матвеева — предприниматель родом из России, основательница технологического стартапа Style Counsel. Она живет в Лондоне уже 20 лет. По ее словам, тот факт, что она из России, в бизнесе ей не мешает. Если у вас интересный проект, инвесторы придут в любом случае, уверенно заявляет она. Но в быту предубеждения становятся серьезным препятствием. «В IT-индустрии высоко ценят российских разработчиков. Русские завоевали репутацию трудолюбивых сотрудников. Но в обычной жизни в Англии дела обстоят иначе», — рассказала Матвеева Forbes. По ее словам, местные часто позволяют себе неприятные шутки, которые почему-то считаются позволительными по отношению к русским, но недопустимыми по отношению к другим нациям из-за политкорректности.

Бизнес-менталитет: Москва vs Лондон

Зато женщин-управленцев в Британии воспринимают серьезнее, чем в России, считает Старк. Бизнес-менталитет британцев отличается.

«В России мужчину, который ведет бизнес жестко, будут считать хорошим руководителем, а женщину — истеричкой. Можно услышать, например, что у нее просто мужика нет, поэтому она такая», — говорит она. В Британии, по ее словам, такого нет: ты либо профессионал, либо нет, и у лидерства нет гендерных признаков. Если кто-то скажет, что женщина-руководитель получила свою должность только потому, что она женщина, дело закончится судом. А вот еще одно отличие: британцы консервативны и больше планируют — много разговоров, презентаций, встреч, переписок; а русские зачастую действуют по принципу: главное — начать, а там видно будет.

После переезда в Лондон Валерия решила сменить фамилию: была Будиновской, а стала Старк. Такую фамилию выбрала не случайно, на английском «старк» означает решительный, непреклонный. Девушка говорит, что английская фамилия помогла ей обрести бытовой комфорт.

Она меняла фамилию два раза. Первый, когда взяла фамилию мамы — Будиновская, так как отца практически не знала. Второй раз уже в Лондоне. Существует множество бытовых и рабочих ситуаций, в которых все, что о тебе известно, — твое имя. У русских фамилий в Лондоне негативная коннотация. Для большинства людей, которые встречаются в повседневной жизни (водитель такси, кассир, хостес или сотрудник ресепшена), ты олицетворяешь свою страну, ведь кроме того, что ты русский, они больше ничего о тебе не знают. «Я не хочу говорить о политике, когда прихожу в кафе или забираю вещи из химчистки, — объясняет Старк. — Это не значит, что я скрываю свою национальность. Просто мне так комфортнее».

Идея из Instagram

Чувство одиночества и предвзятое отношение со стороны подстегнули создать продукт, который бы объединял людей прежде всего по интересам. Хотелось, чтобы люди в первую очередь обращали внимание на личные качества, а не на расовую принадлежность или внешность, признается Валерия. Люди, которые посещают одни и те же места (клуб йоги, кафе, фитнес), скорее всего быстрее найдут общий язык.

С помощью геотега в Instagram она смогла найти новых друзей. Просто сделала фото в студии йоги, в которую ходила, и отметилась в ней. Потом через эту локацию нашла несколько человек, которые тоже занимаются там, и списалась с ними. Так завязалось их общение. Новые знакомые не обратили внимания на то, откуда она родом, потому что дружба завязалась на общих интересах — на йоге. «Моя национальность ушла на второй план, а увлечения вышли на первый», — вспоминает Старк.

Было бы здорово иметь приложение, которое ищет тебе друзей или пару по такому принципу, решила Валерия. Чем больше одних и тех же мест вы посещаете, тем больше у вас общих интересов и ценностей. Кстати, с бизнес-партнером Стиной Сандрес она познакомилась также с помощью геотега в Instagram. Валерия рассказала Стине о своей идее, и та поддержала ее. Привлекать инвесторов в проект подруги не хотели.

«Можно было бы пройти несколько инвестиционных раундов, а потом заняться поиском разработчиков, — признается Валерия. — Но я не хотела зависеть от огромного количества разных инвесторов. Чтобы какой-нибудь Джон, который всю жизнь торговал металлом, учил нас делать приложение знакомств. Хотелось сотрудничать с одним человеком, который разбирался во всем этом».

Девушка записала свою идею на бумажке и понесла ее в лондонский ресторан Новикова. Она знала, Андрей Андреев — основатель портала интернет-знакомств Badoo, частый гость в его ресторане. Когда-то их познакомил сам Аркадий Новиков.

План был такой: продать идею Андрееву, передать его команде разработку продукта, распределить долю. Создание и продвижение бренда она хотела оставить за собой. Идея его зацепила, и он решил устроить ей проверку — попросил продать эту идею ключевым сотрудникам Badoo: программистам, финансовому директору и другим.

Валерия Старк, Андрей Андреев и Уитни Вульф.

Если идея понравится команде, значит, с ней можно работать, решил миллиардер. «У меня было невероятное количество интервью. Я снова и снова рассказывала о продукте разным незнакомым мне людям», — вспоминает Старк.

Какая доля проекта досталась Андрееву, а какая принадлежит ей, девушка не признается. Но уверяет, что ее действия и решения не подвергались тотальному контролю. Они предоставили ей техническую поддержку и выдали маркетинговый бюджет, который согласовывали каждый год. К концу года ей нужно было предоставить отчет, на что она потратила деньги. В целом, она чувствовала себя абсолютно свободной. Собственные средства в проект она не вкладывала.

Женская компания

В команде Huggle трудятся пять сотрудников, и все они женщины, так было задумано с самого начала, рассказывает Валерия. По ее словам, для приложения знакомств сложнее всего привлечь женскую аудиторию. Мужчины же присоединяются охотнее. В процентном соотношении это будет выглядеть так: мужчин — около 80%, а женщин — около 20%.

«Те вещи, которые женщины могут считать проблемой и сделать из этого бизнес-идею, мужчины не замечают», — считает Валерия.

Если хотите привлечь к своему продукту молодых девушек, вы должны продавать и думать как молодая девушка. Нанимать на работу мужчин, чтобы те создавали маркетинговые стратегии для них, — неправильный подход. Если с женской аудиторией работают женщины, баланс в процентном соотношении будет достигнут.

В марте этого года произошло слияние Huggle с Badoo. По словам Андреева, это было сделано для того, чтобы объединить силы двух команд. «Badoo — очень старый бренд, он на рынке больше 12 лет. У него 380 млн пользователей. Они никогда не занимались маркетингом, их продукт рос органически, — поясняет Старк. — Где-то полгода назад Андреев заговорил о слиянии. Он хотел, чтобы наша маркетинговая команда продвигала и Badoo».

Предложение Андреева Старк приняла, все-таки пользователей у Badoo намного больше. Были и другие условия сделки, благодаря которым Валерия согласилась отдать свою команду под Badoo, но разглашать их по контракту не может. Теперь, помимо основателя и генерального директора Huggle, Валерия заняла должность директора по маркетингу в Badoo. Также девушка вошла в правление Bumble — приложение знакомств в США, основанное Андреевым совместно с бывшим топ-менеджером Tinder Уитни Вульф.

Новости партнеров