Бюджетная поддержка. Как бизнесу помочь нуждающимся без лишних затрат
Фото Getty Images

Бюджетная поддержка. Как бизнесу помочь нуждающимся без лишних затрат

Софья Погосян Forbes Contributor
Фото Getty Images
Бизнес должен нести социальную ответственность, и это не так сложно, как кажется

Я мама четверых детей. Двое из них родились на раннем сроке, оба весили чуть больше килограмма. Сегодня им по восемь лет. Во всем мире преждевременные роды — это огромная проблема и причина детской смертности номер один: до 15 млн малышей ежегодно рождаются раньше срока, и до 1 млн из них умирают. Когда попадаешь в подобную ситуацию впервые, совершенно теряешься, не понимая, к каким врачам бежать за помощью, где вообще отыскать необходимые вещи, ведь недоношенные дети очень маленькие.

Родильные дома и больницы в России крайне мало занимаются просвещением среди семей, оказавшихся в такой сложной ситуации. Чаще всего родители остаются с проблемой один на один. Но мне повезло: на одном из мероприятий я узнала о специализированном благотворительном фонде и его работе. Основательницу фонда и маму ребенка, родившегося на раннем сроке, в благотворительность привела история, схожая с моей. На тот момент у меня уже был собственный бренд детских товаров, и основательница предложила поучаствовать в работе фонда.

Благотворительность — это очень специфичное и субъективное понимание добра. Сейчас под видом благотворительности функционирует много абсолютно разных организаций, которые оказывают не совсем адресную помощь, то есть не ту, которая действительно необходима.

Я, как и многие, в самом начале своей работы в благотворительности совершила следующую ошибку: старалась помогать хаотично различным фондам, но в этом не было никакой системы. Скорее моя личная инициатива и возможность оказать поддержку.

Что я вынесла для себя в результате: в первую очередь надо выбрать ту группу, которой вы готовы помогать. Хотите помогать пожилым людям, бездомным животным или матерям-одиночкам? Определитесь, а затем выберите ту организацию, с которой готовы сотрудничать.

Фонд, с которым работаем мы, участвует в акциях, проводимых родильными домами и больницами по всей России, и отправляет нам информацию о том, в чем нуждается конкретное медицинское учреждение по определенному графику. Мы смотрим на остаток и переизбыток своего товара, и решаем, какую продукцию можем выделить в качестве помощи. В основе нашей работы адресная помощь: очень часто мы адресно берем под свой патронаж недоношенных детей, и уже конкретно каждому ребенку выделяем денежную сумму на покупку всего самого необходимого. Проанализируйте, какие товары и услуги вы можете предоставить бесплатно без ущерба для своего бизнеса.

Выбор любого бизнеса в пользу благотворительности всегда дает ему ощутимые преимущества. Это идеальный инструмент для развития лояльности к вашему бренду среди новой и существующей аудиторий, продвижения и нетворкинга. Благотворительные мероприятия еще и отличный повод для развития кросс-промо и кобрендинговых проектов с другими бизнесами, которые помогают тем же фондам и организациям, что и вы. И многие международные бренды, такие как Danone и Johnson’s Baby, давно идут по этому пути.

В нашем случае объект для помощи нашел нас сам, и так сложилось, что мы встретились и оказались полезны друг другу. Обычно просто необходимо сопоставить возможности и ресурсы бизнеса с потребностями и направлением деятельности фондов, которым нужна помощь.

Я считаю, что в нашей стране необходим закон, обязывающий предпринимателей помогать благотворительным организациям. Нужно упрощать механизмы взаимодействия, чтобы бизнесу и НКО было проще находить друг друга. Но при этом предпринимателям необходимо следить за тем, чтобы ресурсы и возможности организации были использованы максимально эффективно и релевантно: бренд должен быть по-настоящему полезен людям, которым он собирается помогать.

Секрет эффективности адресной помощи — делиться своим непосредственным ресурсом или, как принято говорить, помогать pro bono. Больше всего эта модель актуальна для малого и среднего бизнеса. При этом всегда можно найти возможность оказать помощь с минимальными материальными потерями. К примеру, компании, занятые в сфере питания — рестораны, кафе, фермы — постоянно сталкиваются с тем, что остается огромное количество нереализованного товара. Выбрасывать его, когда вокруг много нуждающихся, абсолютно неправильно. Сеть пекарен «Хлеб Насущный» ежедневно раздает нуждающимся до 10 кг хлеба с каждой своей точки. Еще один удачный кейс: компания бытовой техники Hansa дарит хосписам стиральные машины. В больницах крайне важна стерильность, так что это отличный пример совпадения возможностей и потребностей. Компания «ГрузовичкоФ» после запуска в Петербурге сервиса «ТаксовичкоФ» предоставила помощь онкобольным: они могли бесплатно воспользоваться услугами такси для поездок на курсы химиотерапии, чтобы преодолевать большие расстояния с комфортом. А бренд косметики Mary Kay Russia организовывал мастер-классы по красоте и уходу за собой в больницах для мам в кризисных ситуациях, чтобы вывести их из депрессивного состояния.

Pro bono — модель, которая, с одной стороны, повышает вовлеченность благотворителей. С другой, она крайне удобна и для самих помогающих организаций, которые живут по тем же финансовым законам, что и прочие социально-экономические институты, а значит, вынуждены детально прописывать свои бюджеты. При жестком контроле расходов отдельные, порой неочевидные нужды могут попросту оказаться неудовлетворенными. Если найти эту болевую точку и предложить помощь своим товаром или услугами, то ее эффективность будет очень высокой.

Благотворительность внутри компаний может быть разной. Например, непосредственное участие сотрудников в благотворительных акциях, посещение нуждающихся, покупка подарков на добровольных началах. Многие компании отказываются от больших новогодних корпоративов, переводя заложенные на мероприятие средства в пользу благотворительных организаций и фондов. Немного иной ее вид — когда организации на регулярной основе выделяют денежные средства или занимаются фандрайзингом, заявляя об этом во всеуслышание.

С моральной точки зрения это вполне оправдано, если таким образом компания пытается привлечь общественное внимание не к себе, а к тем, кто нуждается в помощи и их проблеме. Если благотворительность совершается только из пиар-соображений, ее плоды, конечно, не нивелируются, но все же это не совсем правильно. Творить добро лучше тихо. Когда я приезжаю в перинатальные центры или роддома, самая большая радость для меня — видеть мам, чьи лица преображаются от того, что им принесли подарки, подарили улыбку и немного тепла.

Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться