К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Виртуальная половинка. Почему нам больше не интересно общаться в реальности

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Антропоморфные роботы в голливудских фильмах все реже выглядят как плод фантазии сценаристов. Влюбиться в виртуальной реальности или завести роман с искусственным интеллектом? Это больше не кажется абсурдом. Как технологии изменили наше понимание любви и к чему это приведет

Извечный спор: кто больше влияет на будущее — визионеры и кинорежиссеры или ученые и создатели технологий? С одной стороны, первые фантазируют, а вторые, вдохновившись этими фантазиями, делают открытия. С другой, все же первоисточник — само изобретение, и уже после этого появляются фильмы и книги. В итоге верно и то, и другое. Это взаимовыгодный обмен. Правда, писатели и режиссеры любят брать за основу сюжета антропоморфные сценарии, где роботы и технологии порабощают человечество. И конечно, по их мнению, в мире технологий нет места любви, люди разучились чувствовать. Чтобы быть справедливыми, предлагаю все же сопоставить кинофантазии и реальные возможности технологий.

Как в кино

Если упростить, то фильмы о «виртуальной любви» можно разделить на несколько типов.

Первый — реальные люди выстраивают отношения в виртуальном мире. Для рынка виртуальной (Virtual Reality, VR) и дополненной (Augmented Reality, AR) реальностей важным был выход фильма Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться» в марте этого года. Он, как и игра Pokemon Go в 2016 году, должен повысить градус интереса к технологиям, увеличить продажи очков и объемы создаваемого контента. Опустим все повороты сюжета и сосредоточимся только на отношениях главных героев — так к чему же влюбленному лучше приготовиться? Действие фильма переносит нас в 2045 год, когда человечество живет в виртуальном мире игры OASIS. Каждый создает себе аватара, никто ничего не знает о реальной жизни друг друга, она скучная и убогая, все главные события разворачиваются после того, как ты надел очки. Главные герои знакомятся в OASIS, здесь же у них первое свидание и первый танец. Ведь в реальной жизни любви места нет.

 

Второй — реальные люди влюбляются в виртуальных персонажей. В мире, где все больше способов познакомиться, как это ни парадоксально, становится больше одиноких людей. Куда проще самому создать себе «вторую половинку» — ровно такой, как всегда мечталось, чем найти такого человека в реальном или даже в виртуальном мире. И этот поворот сюжета используется в кино еще чаще. Этой темы касается, например, и «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева 2017 года (сиквел ленты Ридли Скотта 1980-х годов). Как ясно из названия, на дворе 2049 год. Главный герой живет с подругой Джойей — искусственным интеллектом, не имеющим тела и появляющимся в виде голографического призрака. Спасти любимую здесь — значит, успеть скачать ее на флешку. Еще один культовый кинопример — фильм «Она». У возлюбленной главного героя Саманты нет даже визуального воплощения — она имеет только голос, но это не мешает персонажам всерьез мечтать о совместной старости и заниматься любовью.

Технология любви

От всех этих кинофантазий возникает чувство тоски: неужели людям действительно так сложно общаться друг с другом в реальном мире. Начинает казаться, что в аналоговом мире наших прабабушек было как-то все проще и симпатичнее. Немного успокаивает мысль о том, что в этих фильмах показаны 2040-е годы, то есть нас это ждет не раньше, чем через двадцать лет. И это совсем не про нас, разве что про наших детей и внуков. А вот здесь давайте остановимся и повнимательнее присмотримся к тому, что происходит вокруг. Все описанные технологии на самом деле работают и сейчас, правда, пока не так идеально, как в кино. Но при этом они не кажутся нам такими драматичными, как в фильмах. А что если мы просто не замечаем, что все это с нами уже происходит?

 

Мессенджеры

Мы все меньше встречаемся (даже с коллегой из соседнего отдела проще решить вопрос в чате) и разговариваем. Текст, фото, видео — отправить можно в любое время и тут же получить ответ. Скорость обмена информацией высочайшая. Мы стали доступны круглосуточно. А если посмотреть на цифровой способ коммуникации с другой стороны? Постоянно обмениваясь сообщениями, нам кажется, что мы все время вместе. А на самом деле мы не можем вспомнить когда виделись в последний раз. Сообщения — это короткий формат. Информацию мы воспринимаем сквозь собственные субъективные фильтры — трактуем ее, как поняли, домысливаем там, где не хватает информации, а в случае, если не было реальной встречи с человеком, создаем его образ в своей голове. Чем меньше реального соприкосновения с собеседником, тем выше вероятность, что вы оторвались от жизни. Выходит, что роман в мессенджере — не роман. Пока с человеком вас не связывает физический мир, это лишь виртуальная симуляция, увлекательная игра воображения. И лучше про это не забывать.

Селфи

 

Селфи — новый способ сообщить миру, какой ты. А что может быть важнее. Поэтому способы создания селфи постоянно эволюционируют.

Первый шаг — появление специальных камер на телефонах. Фотографировать себя стало удобно. Второй — появление десятков приложений, которые позволили эти фотографии редактировать. Теперь фотографии в социальных сетях не передают то, как мы выглядим на самом деле, это отражение того, как мы хотим выглядеть (или как мы выглядим в собственных фантазиях о себе). И чем дальше, тем больше мы получаем возможность искажать реальность. Этому способствуют технологии машинного зрения — распознавания лиц, и дополненная реальность. Сначала можно было только улучшить цвет лица, а теперь можно увеличить глаза или губы. Но когда обман стал очевиден, смысла врать не осталось. Поэтому третий шаг — создавать очевидно неправдивые, вымышленные VR и AR селфи, которые, к примеру, предложил Facebook.

VR-чаты

Facebook сначала добавил в мессенджер смешные маски дополненной реальности (пользователи могли примерять на себя кошачьи уши или забавные шляпы) — тем самым как будто проверяя, насколько идея приживется. Весной 2017 года сеть пошла дальше — запустила VR-платформу Facebook Spaces. По сути это уже похоже на то, что описывает фильм «Первому игроку приготовиться». Вы можете создать виртуального персонажа, похожего на вас, и вместе с другими такими персонажами жить в виртуальном мире. Но чтобы этим пользовалось как можно большее число людей, необходимы дешевые VR-очки. И этот этап наступил. Несколько месяцев назад на рынок выпущена новая версия очков Oculus Go, принадлежащих Facebook с 2014 года. Их цена теперь 199$ — существенно дешевле многих конкурентов.

Итак, что мы имеем. Мы все меньше общаемся за пределами интернета. Мы умеем искажать реальность. И, наконец, мы можем с головой уйти в виртуальность, если этого захотим. И где же тогда разница между кинофантазиями и жизнью? Можно продолжить пугать и дальше. Сейчас задействованы зрение и слух. Но органов чувств у нас пять. Значит, можно задействовать и их — запахи, вкусовые и тактильные ощущения. Особенно важны прикосновения. Для этого подойдут вибрации. Каждый уже знает, сколько информации можно получить с помощью вибраций на телефоне или умных часов. То же самое работает и в AR и VR — прикосновение к объекту в виртуальном мире передается вибрацией. Пока это крайне скудно в сравнении со всем возможным тактильным спектром. Но этот спектр довольно быстро станет шире.

 

С запахами и вкусами также экспериментируют. И здесь важно добиться не того, чтобы запах или вкус реально возникли, а научиться передавать такой сигнал, который мозгом будет считан как аромат духов любимой или вкус кофе с утра. И такая виртуальность уже исследуется в лабораториях.

Цифровой двойник

Когда я вижу заклеенную камеру ноутбука, я улыбаюсь. Мы оставляем цифровой след постоянно — заходя в интернет, проводя платеж, проходя по улице. Вряд ли кусочек скотча сделает жизнь существенно приватнее. В цифровом мире каждый из нас формирует свой цифровой двойник. И если доходить в наших рассуждениях о виртуальной любви до верхней точки, можно вспомнить концепцию, которую защищает профессор, один из пионеров виртуальной реальности Жаклин Форд Мори.

Она утверждает, что постепенно все наши цифровые данные дополнят наши виртуальные аватары. С помощью искусственного интеллекта наш двойник сможет действовать приблизительно как мы. И такой аватар сможет даже стать нашим наследием после смерти. «Представьте, что наши потомки будут иметь возможность беседовать со своими предками, спросить совета или узнать историю о семейной истории, это и есть идеальное селфи», — рассказывает г-жа Форд Мори. И этот текст звучит не в кино, а на конференции.

 

Про любовь

И как же быть? Не развивать технологии и отказаться от всех возможностей, которые они дают? Глупость. В том, что люди любят или не любят друг друга, точно не виноваты создатели искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности, машинного зрения и в целом интернета. Лучше еще раз обратиться к кинопримерам, которые мы упоминали. Фильм «Она» и «Бегущий по лезвию 2049» предупреждают о том, насколько сложными могут быть отношения с виртуальным возлюбленным, показывают, что они способны приносить не меньше боли, чем реальные отношения.

А в картине «Первому игроку приготовиться» мы, наоборот, видим счастливый конец. Спилберг снимает со своих персонажей очки виртуальной реальности и делает их счастливыми в настоящей жизни. Во всех этих высказываниях известных кинорежиссеров предложен по сути единственный вариант действий, которому мы можем следовать (независимо от степени развития технологий): просто любить друг друга здесь и сейчас.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости