Поймать дзен. Как научиться владеть собой
Фото Getty Images

Поймать дзен. Как научиться владеть собой

Елена Суворова Forbes Contributor
Фото Getty Images
Если принять, что стресс — это всего лишь наша собственная эмоциональная оценка происходящего, то бороться с ним станет намного легче

Феномен выгорания стали пристально изучать примерно 20—30 лет назад, и это понятие уже прочно вошло в жизнь многих управленцев и владельцев бизнеса. По данным исследований, в США и Европе с профессиональным выгоранием сталкивается каждый третий. Ускоренный ритм жизни, напряженный график и мультизадачность повышает уровень тревожности и приводит к переутомлению. Способность управлять эмоциями и оставаться спокойным под давлением обстоятельств имеет прямую взаимосвязь с продуктивностью. Согласно опросу компании TalentSmart, 90% наиболее продуктивных людей способны управлять своими эмоциями и могут научиться контролировать уровень стресса. Как же обрести такие навыки?

Если вы намерены развить свою стрессоустойчивость, примите тот факт, что эмоциональная оценка происходящего может мешать восприятию действительности. Здесь может помочь подход доктора Роджера Мелотта, благодаря которому вы по-новому взглянете на источник перенапряжения. Стресс является следствием моделирования ситуации, исходя из нашего раннего неудачного опыта. Мы «переживаем» стрессовую ситуацию снова и снова, проецируя неудачи прошлого на будущее. Принятие того факта, что стресс — это наша собственная эмоциональная оценка происходящего, не имеющая ничего общего с вызовами извне, и является основой борьбы с ним. Я убеждена, что здоровое давление извне — это скорее мотивация для развития, нежели фактор его тормозящий.

Еще один полезный способ контроля стресса связан с темой бережливого производства. Понятие «хансей», которое можно перевести как «размышление, самоанализ», пришло к нам из японской культуры. Эта концепция предполагает обязательное отсутствие негативных эмоций при анализе, взгляд на произошедшее со стороны и оценка возможных последствий. Кажется, что это упражнение требует значительного времени, но это не так. Попробуйте оценивать все случившееся за день вечером по дороге домой. Для меня такое упражнение — это самое качественное использование времени наедине с собой.

Успешному преодолению стрессовых ситуаций и возможности продуктивно взаимодействовать с коллегами помогает юмор. Он повышает эмоциональную устойчивость команды и способствуют более высокой производительности труда. Исследования показывают, что юмор способен снизить уровень напряжения и даже уменьшить эффект от депрессии. Как говорила комедийная актриса Челси Хэндлер: «Смейтесь громко и часто, и главное — смейтесь над собой». Смотрите на вещи проще и с юмором относитесь к стрессовым ситуациям.

Сегодня грань между «рабочим временем» и «временем отдыха» совсем размыта. Новые технологии обеспечили нас доступностью 24/7, провоцируя естественное желание быть все время в курсе происходящего. Эта гонка естественным образом провоцирует стресс, рассеянность внимания и приводит к понижению продуктивности. Четкой рекомендации, как соблюдать баланс между работой и личной жизнью, не даст ни один специалист, так как каждый человек индивидуален. Учитесь переключаться.

Эмоциональное состояние менеджера напрямую влияет на работу подчиненных. Руководитель, который не умеет управлять эмоциями, может, потеряв контроль над собой даже ненадолго, нанести непоправимый вред команде. Международная рекрутинговая компания Hays провела опрос, как стресс руководителя отражается на работе его подчиненных. Согласно его результатам, работники испытывают чувство тревоги из-за размытых обязанностей (42%), давления со стороны руководства (29%) и отсутствия грамотного делегирования задач (28%). Поэтому постарайтесь объективно оценить стиль вашего управления и избегать излишней эмоциональности на работе, ведь она может повлиять на результаты работы всей команды. Так как эмоции напрямую связаны с нашим телом, отличным способом разрядки являются физические нагрузки, а также любые способы релаксации. Любимое хобби тоже может стать возможностью регулировать уровень напряжения и не доходить до точки кипения.

Во многих случаях женщины-руководители выигрывают в тех ситуациях, где важны чувство эмпатии и эмоциональный интеллект. Природная практичность и гибкость, свойственная женщинам, может стать прочным фундаментом для работы над стрессоустойчивостью. Полностью избавиться от стресса на работе невозможно — он неизбежно возникает и подпитывает нашу мотивацию. Однако зная свои установки и возможные сценарии поведения, можно заранее подготовиться к стрессовым ситуациям, обратиться за помощью к коллегам, сбалансировать свое эмоциональное состояние за счет любимого хобби, спорта и отдыха.

Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться