К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«Неженское дело»: как женщине освоиться в мужской профессии

Фото Archery Pictures
Фото Archery Pictures
Почему творческую работу не стоит делить на «мужскую» и «женскую»

Когда студентка юридического факультета Анна Клевец попыталась через Верховный суд оспорить свое право на трудоустройство в качестве машиниста Московского метрополитена, по городским и федеральным медиа прокатилась волна дискуссий: можно ли это считать гендерной дискриминацией? И сколько еще осталось профессий, которые традиционно описываются фразой «неженское это дело»?

Если в профессиях, где главным критерием являются крепкое здоровье и физическая выносливость, гендерную стратификацию можно понять, то в творческой сфере деление на мужское и женское всегда ограничивалось лишь условностями.

Типажи в обществе четко распределялись по ролям: стилист или дизайнер интерьера — обязательно женщина, а вот кинооператор или архитектор — мужчина. До недавнего времени была очевидна и необходимость постоянной офисной работы по фиксированному графику, что тяжело сочетать женщине с уходом за маленьким ребенком. Поэтому работодатели на целый ряд должностей предпочитали брать мужчин.

 

Мы стоим на пороге четвертой промышленной революции: разработка новых материалов, прорывы в области генной инженерии и цифровая трансформация все сильнее размывают линии между физическим, биологическим и цифровым мирами.

Эта революция полностью поменяла сущности многих профессиональных активностей, процессов и подходов в самых разных сферах. В творческих областях это происходит быстрее, чем во многих других, потому что инновационная экономика создала совершенно иные условия труда для таких профессионалов.

 

Человек все меньше работает руками. А работая головой, становится все меньше привязан к «месту производства»: имея ноутбук, вы можете быть востребованы как профессионал хоть с Бали, хоть из Гренландии. Линейная карьера уступает место карьере многомерной конвергентной, развивающейся не ввысь, а вширь.

В творческой сфере на первый план выходит не функция, а личность. Профессиональные навыки никто не отменял, но вместе с ними выбор карьеры предопределяют наши персональные ценности, амбиции и стремление к созидательному самоутверждению. Работа и «жизнь» уже не существуют отдельно, теперь это единый опыт, меняющийся под воздействием наших творческих кризисов и переоценки ценностей. И непрерывное обучение — самая важная часть этого опыта. В XXI веке босс не заставляет «повышать квалификацию» — работник стремится к этому сам, становясь креативным продюсером своей судьбы. В итоге успешный профессионал не только держит руку на пульсе быстро меняющегося рынка, но и определяет, как его профессия будет выглядеть через 10 лет.

На смену компетенциям творческих профессионалов, имеющим очевидную или косвенную гендерную специфику, приходят гендерно-нейтральные компетенции — умение решать проблемы и нестандартно мыслить, способность понимать бренд и умело обращаться с людьми и машинами, творческий подход, любознательность и развитый эмоциональный интеллект. Сегодня продуктивный творческий профессионал — это креативный продюсер оригинальных идей и подходов. Его деятельность сопровождается постоянными открытиями новых граней личности и развитием его творческой идентичности.

 

Эти навыки можно причислить к разряду обязательных в эпоху инновационной экономики. Без них становится все сложнее адаптироваться к быстрым переменам условий труда и изменениям на рабочих местах. Специалистам «старого образца» будет сложно эффективно реагировать на необходимость создания продуктивных взаимоотношений, поддерживать способность быстро действовать и мотивацию к постоянному обучению.

Женщины в творчестве: талант не знает границ

Примеры женщин, «сломавших» гендерные стереотипы и добившихся феноменальных результатов в нетипичных для женщин профессиях, много. Один из самых ярких — уникальная ирако-британская архитектор Заха Хадид (забавно, что даже нормы русского языка не предусматривают женского рода для традиционно «мужских» профессий — архитектор, инженер, декан, профессор). Получив диплом математика, Хадид методично развивала свой интерес к архитектуре, в итоге став первой в истории женщиной, награжденной архитектурным «Оскаром» — Притцкеровской премией.

Еще один пример — Нери Оксман, бывшая девушка Брэда Пита. Оксман — бывший солдат израильской армии, студентка медицинского факультета, дипломированный архитектор, доктор философии, преподаватель и художник (ее работы выставлялись в музеях Бостона, Парижа, Вены, Сан-Франциско и других городов мира).

Яркие примеры есть и в IT-индустрии, в принципе нетипичной для женщин, особенно на топовых позициях. Американка Марисса Энн Майер родилась в семье школьной учительницы и инженера, окончила Стэнфорд со степенью бакалавра по информатики и в 24 года устроилась в лабораторию в Google, став первой в истории корпорации женщиной-инженером. За 13 лет она сделала в компании головокружительную карьеру. Это она заведовала знакомыми нам сервисами: Google Search, Google Maps, Gmail и другими. В 37 лет она заняла пост исполнительного директора в Yahoo. Сегодня она входит в состав совета директоров пяти крупных корпораций, а также в список 50 самых влиятельных американских женщин по версии журнала Fortune.

 

Долой стереотипы

Множество примеров того, как ломаются гендерные стереотипы, я вижу каждый день. В Британской высшей школе дизайна девушки нередко учатся на продюсеров мобильных приложений и интерактивных дизайнеров, а юноши — на ювелиров и дизайнеров одежды.

Екатерина Соломеина училась в Московском государственном университете печати на программиста. После этого она поступила в «Британку» на графический дизайн, далее продолжила обучение на программе «Дизайн в интерактивной среде», где основной упор делается на работу со сложным софтом и визуальным программированием. Сейчас Екатерина живет и работает в Лондоне: она основала Future London Academy — проект, который помогает молодым дизайнерам с разной специализацией лучше понять индустрию и найти свое место в творческом мире.

Екатерина Михайлова выбрала в БВШД специальность «дизайн мобильных приложений» и по окончании курса занялась интерфейсами в компании RedmadRobot. Ее проект (мобильное приложение «Кодвардс», с помощью которого дети учатся кодингу) взял престижную премию European Design Award.

 

Наталья Романова выбрала трудный путь промышленного дизайнера — дизайнера, который создает физические объекты: мебель, транспорт, гаджеты, даже обувь. Наталья поработала в нескольких лондонских дизайн-бюро: в ее портфолио есть мебель, лампы, концепты уличного освещения и даже мануальный комбайн, который журнал Independent Magazine назвал «одним из 10 лучших кухонных комбайнов на современном рынке»!

Американский карикатурист Эшли Брильянт однажды сказал: «Если хочешь стартовать с вершины своей профессии — изобрети профессию сам». В XXI веке сделать это как никогда просто: получать нужные компетенции для работы мечты мы можем без оглядки на социальные, гендерные — а впрочем, вообще на любые! — стереотипы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+