Игра в предпринимателя. Как развить бизнес-навыки у ребенка
Фото Getty Images

Игра в предпринимателя. Как развить бизнес-навыки у ребенка

Фото Getty Images
Новая волна трансформации экономики сделает предпринимательские навыки востребованными не только в своем бизнесе, но и при построении карьеры в найме. Их развитие можно начинать с детства и позаимствовать приемы в американской культуре, одной из самых предпринимательских в мире

Навыки предпринимателя можно начинать развивать с детства. За примерами молодых создателей прорывных проектов, иногда выросших до компаний с миллиардными капитализациями, обычно стоит череда их проб и ошибок с раннего возраста. Многие звезды бизнеса что-то придумывали еще в школе. Основатель IKEA Ингвар Кампрад торговал в розницу спичками и другими товарами для дома до того, как в 17 лет открыл свою компанию. Билл Гейтс продал компьютерную программу своей команды разработчиков в 15 лет, основатель Dell Майкл Делл с другом начал собирать и продавать компьютеры в колледже. Всем ли стоит стремиться попробовать себя в роли предпринимателя — вопрос спорный даже для тех, кто в этом преуспел.

Но предпринимательский подход может помочь решению задач в любой сфере деятельности и частной жизни. Кроме того, перспективы усиления тренда sharing economy и технологических изменений на основе искусственного интеллекта, блокчейн, VR/AR, робототехники выводят предпринимательские характеристики в число необходимых и для успеха на рынке труда. В списке востребованных качеств сотрудников в 2020 году, согласно исследованию World Economic Forum, лидируют способность решения сложных проблем, критическое мышление, креативность, управление людьми и координация — картина стремительно меняется вслед за изменениями в экономике и технологической среде.

Традиционные системы образования не всегда успевают за изменениями. Как подойти к вопросу и чем нам могут быть полезны традиции одной из самых предпринимательских культур — американской?

1. Знакомьте ребенка со своей работой или бизнесом — не формально, а по существу. Обсуждайте задачи и проблемы.

С раннего детства полезно быть вовлеченным в мир реальной целенаправленной деятельности. Нужно почувствовать вкус решения проблем людей, окружающего мира, его усовершенствования, помощи и взаимной пользы. Важно не ограничиться поверхностным, формальным знакомством, как часто практикуемое простое посещение родительского офиса. Расскажите, какую боль решает ваш продукт, познакомьте с людьми, которым вы помогаете. Принесите с работы домой какие-то предметы, которые используются в процессах, поделитесь историей вашего дня.

Я рассказала своей дочери о венчурном бизнесе как о поддержке изобретателей, когда ей было четыре года, и она предположила, что наши подопечные смогут преобразить ее игрушечную волшебную палочку в работающий прототип. Как видите, начинать никогда не рано и любые сложные темы раскладываются на понятные составляющие. Если вы работаете в стартапе или венчурной инфраструктуре, приводите сами и агитируйте своих партнеров приводить детей на встречу с основателями на детские питч-сессии. Пусть стартапы рассказывают им о своих продуктах и решениях максимально простыми словами и добиваются понимания. Интересно, что это полезный опыт для обеих сторон. В корпорации можно не просто привести детей в офис в специальный день, а пойти в ваши розничные точки или в точки ваших b2b-клиентов. Рассказать и показать людей и бизнес, которым помогает ваша компания.

2. Объясните, как достигнуть желаемого результата при помощи целенаправленных действий.

Достигнутый уровень обеспеченности базовых потребностей и относительно высокий уровень доступности того, что нужно детям (новых игрушек, развлечений и так далее), делает актуальным ряд новых вопросов. Стоит как можно раньше привить осознание того, какие усилия лично вы предпринимаете для оплаты как ежедневных потребностей семьи (в жилье, одежде, пище), так и специальных детских запросов. Здесь в том числе поможет знакомство ребенка с вашей работой. И второй шаг — в игровой форме задействовать ребенка в достижении своих целей по новым покупкам. Не создавая при этом чрезмерных трудностей в получении желаемого или жестких условий, чтобы это не обернулось неуверенностью в себе. Например, перед тем как купить ребенку новые игрушки, разберите вместе старые и расстаньтесь с ними — выставите на продажу в онлайн-сервисе или отдайте на благотворительность тем, кто нуждается в помощи. Мотивируйте ребенка самостоятельно фотографировать и загружать в мобильное приложение информацию об игрушках на продажу, а после вместе с ним передайте их детям из малообеспеченных семей.

3. Дайте возможность самостоятельно заработать деньги. Для личных целей и для нужд общественной организации — познакомьте с фандрайзингом.

Чем раньше ребенок поймет, что его усилия и навыки могут принести вознаграждение в обмен на ту помощь или товар, который он предоставил, тем быстрее он начнет мыслить экономическими категориями. Знакомство с основами коммерции — важная часть обучения. Зарабатывая деньги не только для себя, но и для благотворительных программ или организаций, ребенок сможет оценить эффект от совместных действий. В США настоящей национальной культурной иконой называют печенья от девочек-скаутов (Girl Scout Cookies). Школьницы продают их в среднем на $800 млн в год по всей стране, обеспечивая финансирование самих скаутских организаций и других программ. Традиция благотворительных школьных ярмарок разного масштаба широко распространена и за рамками скаутского движения. Принимать участие в них начинают с самых ранних классов. Уже с пяти лет дети участвуют в таких мероприятиях, напоминают родителям о том, что их выпечку ждут на ярмарке, учась проявлять ответственность, пробуют себя в роли продавцов, организаторов.

Все это тренирует мышцу коммерции, практические навыки совершения сделок, направленность мышления. Обычная подработка для школьников также поощряется и способствует развитию самостоятельности, навыков взаимодействия в команде, знакомству с работой различных компаний и видов деятельности изнутри. Классикой являются примеры того, как дети владельцев и топ-менеджеров крупных корпораций подрабатывают на каникулах на линейных должностях, начиная с нуля. Кстати, монетизация проекта, реальная выручка и перспективы ее увеличения — один из распространенных камней преткновения для стартапов из России и других стран Восточной Европы. Интересная идея или изобретение — еще не бизнес. Поэтому навык продаж, зарабатывания, организации коммерческого проекта — это то, что полезно тренировать со школы.

4. Поощряйте творческое самостоятельное мышление, учите детей задавать вопросы и не опасаться ошибок. Поощряйте достижения и мотивируйте к лидерству.

Одним из ключевых навыков в предпринимательстве является умение увидеть нерешенные проблемы и занять свободную нишу или предложить совершенно новые решения, потеснив конкурентов. Свободное от стереотипов нестандартное мышление и возможность пробовать новое без страха ошибиться — основа для того, чтобы преуспеть в этом. В акценте на тренировке этого подхода состоит принципиальное отличие американской системы образования и подхода родителей к воспитанию от восточной — российской или, например, азиатской. Традиционные системы делают упор на заучивании фактов, правил, решении задач по этим правилам. В США детей стараются научить задавать больше вопросов, самим приходить к выводам. Дают больше творческих заданий и задач на взаимодействие друг с другом и обсуждение различных тем. При этом важно предоставить возможность выразить свои мысли и свои таланты, не ругая их за «неправильность», не создавая блоков на самовыражение.

Один из примеров занятий в младшей школе, нацеленных на обсуждения, проявление инициативы и самостоятельности мышления — раз в неделю принести в группу какой-то предмет и рассказать о нем (show and tell), ответить на вопросы. На то, чтобы инициатива не сковывалась страхом ошибиться, нацелена система поощрений, когда каждый ребенок получает ту или иную форму награды и отличия за свою активность. Лидерству учат с ранних лет, в пять лет дети участвуют, например, в турнирах по шахматам или по футболу. Позднее в процессе освоения различных предметов школьники регулярно готовят и выступают с докладами перед аудиторией, тренируя умение вести дискуссии и отстаивать свои знания и точку зрения.

Разные подходы имеют свои преимущества. Так, основатели стартапов из России отличаются, например, очень высокой степенью самостоятельности и выносливости к неблагоприятным, неожиданным сценариям. А вот навыков продаж и активной самопрезентации и нетворкинга им может не хватать. Внедрение новых практик и программ на развитие предпринимательских навыков у детей может стать сильным актуальным трендом в ближайшее время. Участие в этом будут принимать как частные образовательные проекты, так и госструктуры. Но провести благотворительную ярмарку, привлекая детей участвовать в ней в различных ролях, вы можете уже сейчас.

Новости партнеров