Падающие звезды. Как пережить профессиональную неудачу
Фото Getty Images

Падающие звезды. Как пережить профессиональную неудачу

Фото Getty Images
Умение преодолевать трудности относится к ключевым компетенциям современного руководителя

В карьере профессиональных спортсменов громкий успех нередко сменяется полосой неудач: вы не можете всегда быть номером один. Рано или поздно приходит кто-то быстрее, моложе и выносливее. Или просто случается очередной матч, что-то идет не так, и удача отворачивается от вас — как, например, произошло с теннисисткой Сереной Уильямс.

Точно так же и в бизнесе. Даже если вы признанный гуру в своем деле, ваш проект может провалиться, план не сработать, а более молодые сотрудники возьмут верх благодаря свежему взгляду на вещи.

Настоящий предприниматель и руководитель толерантен к риску и скорее всего терпел неудачи в бизнесе. Стив Джобс уходил из Apple, Уоррен Баффет ошибался с инвестициями в акции, у Уолта Диснея обанкротилась первая студия анимации. Все это примеры, которые лежат на поверхности.

Это понимают и работодатели. В топ-50 самых распространенных вопросов на собеседовании, составленный по итогам исследования кадрового портала и агрегатора отзывов Glassdoor, попало сразу два о способности к саморефлексии: «Расскажите о своей ошибке» и «Расскажите о самой большой неудаче».

О важности умения извлекать уроки говорят и исследования, касающиеся наиболее востребованных навыков будущего. Согласно отчетам The Economist Intelligence Unit, ACT Foundation и Joyce Foundation, умение решать проблемы, а также гибкость, преодоление трудностей и восстановление после неудач относятся к ключевым компетенциям, требуемым от сотрудника уже завтра.

Самое сложное, что неудачи в большинстве случаев сильно выбивают из колеи и заставляют задуматься: правда ли я эффективен? Могу ли я снова добиться успеха? Вот несколько способов пережить сложности, а самое главное — извлечь из них уроки.

Признайте ошибку

Во-первых, нужно выдохнуть и быть честным по отношению к самому себе. Самое простое — обвинить в произошедшем объективные обстоятельства, других людей и просто ретроградный меркурий. Безусловно, в каждом деле нельзя исключать элемент удачи, но нельзя отрицать свою вину. Без этого вы не сможете извлечь урок из поражения. Не пытайтесь замаскировать проблему. Первым назначьте встречу с начальником или собственником, где поясните произошедшую ситуацию и причины, которые к этому привели. Не исключайте свою вину, предложите варианты решения.

Возьмите паузу

Не наломайте дров. Все уже произошло, и хуже уже быть не может — подумайте об этом, выдохните и успокойтесь. Это важно сделать еще и потому, что от ваших действий могут пострадать близкие вам люди: семья или подчиненные. Ни в коем случае не устраивайте разбор полетов на эмоциях — впоследствии вам придется сильно пожалеть об этом. Очень часто в моменты поражения у большинства людей проявляются именно те черты характера, которые они хотят скрыть.

Подумайте о других

Обычно в бизнесе, если собственник терпит неудачу, то это неудача всей команды. Подумайте о том, как тяжело в данный момент вашим коллегам и подчиненным. Эти люди верили в вас, помогали вашему проекту, и с этими людьми, вероятно, вам придется все строить заново. Соберите свою команду, обратитесь к каждому сотруднику, поддержите их. Они смотрят на вас как на лидера и во многом будут копировать ваше поведение.

Например, я знаю реальный случай, когда руководитель своим примером зарядил сотрудников на успех после тяжелого поражения. В одной российской консалтинговой компании падали продажи услуг, и в какой-то момент директор отдела просто решил изменить модель поведения. Если раньше он сидел в своем кабинете, то теперь лично стоял у телефона посреди опен-спейса и по три часа в день совершал обзвон клиентов. Все это позволило моментально повысить производительность подчиненных, воодушевить их примером, и в конечном счете вывело продажи продукта на приемлемый уровень.

Разделите неуспех

Если вы понимаете, что не можете справиться в одиночку — не бойтесь обратиться за поддержкой к семье или профессиональному психологу. Во многих бизнес-школах организуются специальные тренинги и встречи выпускников, в рамках которых происходит обмен опытом.

Вообще любые неудачи переживаются гораздо легче, если вы не один. Однако для этого в компании уже должна быть налажена система, помогающая сотрудникам справляться с проблемами. Например, это может выражаться в регулярных встречах по обмену опытом. Такой вариант описан в книге профессора Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете Пола Шумейкера «Brilliant Mistakes: Finding Success on the Far Side of Failure». Шумейкер предлагает составить расписание собраний, на которых работники будут рассказывать о своих неуспехах.

Еще один отличный вариант — устроить «клуб неанонимных неудачников». Проведите веселую неформальную встречу со своими коллегами в расслабленной обстановке. Так, например, поступил американский предприниматель Джефф Стайбл, запустивший несколько стартапов в сфере технологий и маркетинга, а именно попросил сотрудников коротко написать на доске историю своего провала и извлеченный урок. В итоге коллеги под вино рассказывали друг другу, как неудачи на самом деле оборачиваются успехом. Такая своеобразная психотерапия.

Пиарьтесь на неудаче

Вы лузер? Расскажите об этом всем! Миллион конференций и книг посвящены историям успеха, но где конференции и книги, рассказывающие о неудачах? Поверьте, коллегам по рынку гораздо интереснее узнать не то, как вы много трудились и наконец пришли к мечте, а то, на какие грабли вы наступали.

Несколько лет назад Джефф Скардино, старший креативный директор из Ogilvy, решился на эксперимент, составив резюме с описанием своих поражений. Он отправил «обычное» и «неудачное» CV в одни и те же компании под разными именами и сравнил результаты. Обычное получило один ответ и ни одного приглашения на интервью, а «неудачное» — восемь ответов и пять приглашений на интервью.

Учитесь на поражении

Проанализируйте, что пошло не так, что можно было сделать по-другому. Подождите, пока улягутся эмоции. Попросите оценить ситуацию коллег, экспертов по рынку. Это поможет вам понять, стоит ли продолжать то, чем вы занимаетесь.

Некоторые идут еще дальше. Пол Шумейкер описывает невероятно эксцентричный, но эффективный пример борьбы с фрустрацией — вручение награды за лучший неуспех. В том, конкретном случае она называлась Golden Egg Award и представляла собой простую, покрашенную золотой краской фигуру. Поначалу сотрудники колебались и настороженно относились к инициативе, но со временем поняли, что награда вручается за мужество, доверие, помощь команде. Все это помогло работникам открыто рассказывать о своих ошибках и даже выставлять награду на стол на всеобщее обозрение.

Смените повестку дня

Выдохните и переключитесь на совершенно другие задачи. В конце концов, устройте себе отпуск. Смена деятельности на кардинально противоположную позволит вам отдохнуть и позитивно настроиться.

Новости партнеров