Тонкий расчет. Почему венчурному рынку нужны руководители-женщины

Фото Getty Images
Крупнейшие игроки венчурного рынка США активно вводят в состав партнеров женщин. До недавнего времени эта отрасль была одна из самых отстающих в плане гендерного равенства. Что изменилось?

В венчурном бизнесе и стартап-среде США женщины до самого недавнего времени практически не были представлены. Они занимали административные позиции в венчурных фирмах и разные позиции в стартапах, но на своем карьерном пути рано упирались в «стеклянный потолок». Кроме того, они нередко сталкивались с предвзятым отношением потенциальных партнеров и инвесторов при развитии бизнеса в качестве CEO или фаундера. Периодически сообщество и вовсе сотрясали громкие дела о харрасменте. Сейчас же практически все крупнейшие игроки венчурного рынка США вводят в состав партнеров женщин — у многих это происходит впервые в истории. Работают два фактора — во-первых, политика «разнообразия», равенства представленности, во многих компаниях оформленная в официальном внутреннем документе. Вторая причина — экономические соображения. Статистика и общий вектор развития бизнеса показывают, что участие женщин в управлении бизнесом и инвестициями приносит прибыль. К тому же мужчины могут пропустить потенциальных «единорогов» из новых, непонятных им отраслей.

Цифры и люди

Легенда Кремниевой долины, венчурная компания Sequoia Capital, долгое время находившаяся под огнем критики, впервые в своей более чем 40-летней истории назначила женщину, Джесс Ли, на пост генерального партнера в октябре 2016 года. За прошедшие с этого назначения два года множество крупных участников рынка предприняли аналогичные шаги. По состоянию на 2017 год у 74% венчурных компаний все еще не было женщин-партнеров по инвестированию. После десятилетий борьбы женщин за равные права это покажется странным, но венчурная отрасль оказалась одной из самых отстающих в этом вопросе. Атмосфера «мужского клуба» не только не позволяла женщинам расти, но и приводила к уходу тех, кто продвинулся дальше других, как, например, экс-партнер Google Ventures Шанна Теллерман. По разным оценкам, сейчас от 9 до 11% партнеров в венчурных фирмах — женщины. По данным Pitchbook, женщины занимают 16% позиций, предполагающих принятие инвестиционных решений.

Ситуация медленно, но меняется. Основатели фонда Initialized Capital сделали поиск женщин — инвестиционных партнеров приоритетом с самого начала своей работы в 2013 году и сейчас стремятся к паритету в этом вопросе. На данный момент три из восьми партнеров фирмы — женщины. Фонд Andreessen Horowitz в августе этого года анонсировал в качестве нового генерального партнера Анджелу Стрендж.

Второй вектор изменения ситуации — новые фонды, основанные женщинами. Все больше успешных профессионалов начинают инвестиционный бизнес, накопив знания, связи и капитал. Число фирм, созданных и возглавляемых женщинами, растет. За последние четыре года появилось 16 новых фондов, как, например, Cowboy Ventures, Perkins Fund, Aspect Ventures, Female Founders Fund. Многие из них заявляют о гендерной направленности инвестиционного фокуса, ориентируясь на стартапы с основателями-женщинами, но другие вкладываются и в традиционно «мужские» направления, как, например, компьютерная безопасность. Основатель SheEO Вики Сондерс из Канады работает над созданием фонда объемом на $1 млрд, который ежегодно будет поддерживать 10 000 женщин-предпринимателей по всему миру. Арлан Гамильтон основала фонд Backstage Capital, который вкладывает средства в стартапы, где хотя бы одним из соучредителей является женщина, представитель расового меньшинства или ЛГБТ.

Новые «единороги»

Другой стороной медали закономерно является небольшая доля венчурных инвестиций, направляемых в стартапы с женщинами-основателями. Она остается на уровне 15% в США. В прошлом году сумма составила $12,4 млрд. При этом в стартапы, где среди основателей были только женщины, направлено всего 2,2% инвестиций. Инвесторы-мужчины испытывают больше доверия к основателям-мужчинам. Проводились исследования, согласно которым, стартап с одной и той же идеей или технологией, но с основателем-женщиной мог рассчитывать на меньший объем денег, который инвесторы были готовы выделить аналогичному проекту, основанному мужчиной. Так, в 2017 году средний объем венчурного финансирования для стартапа, основанного женщиной, составлял $5 млн против $12 млн для основанного мужчиной.

Впрочем, и вся hi-tech отрасль не идеальна, когда речь заходит о гендерном равенстве. По данным Harvard Business Review, 55% женщин оставляют карьеру в IT, достигнув уровня руководителя среднего звена. Доля женщин в IT сфере даже снижается — с 36% в 1991 году до 25% на данный момент. При этом, по данным ассоциации ISACA, женщин-руководителей в этой сфере только 21%. Понятно, что наметившийся тренд укрепят не столько политические шаги, сколько успешные инвестиции и проекты. Чем больше будет женщин, основавших стартапы-единороги, тем проще будет другим идти по этому пути. Один из вдохновляющих примеров — Катрина Лейк, которая за несколько лет вывела созданный с нуля сервис персонального шопинга Stitch Fix на биржу. Через год после IPO капитализация компании оказалась выше цены размещения на 85% и составляет $2,6 млрд. Еще один обсуждаемый кейс — привлечение $100 млн фондирования стартапом Zola.

Весной текущего года из 134 поддерживаемых венчурным капиталом «единорогов» в США только 16 были основаны женщинами, из 239 компаний в мире — 23, по данным Pitchbook. Но в их числе весьма интересные проекты, например, Houzz, Credit carma, Nextdoor, Eventbrite, Grab, Didi Chuxing и другие. Интересно, что многие из них связаны с такими отраслями и пользовательскими решениями, которые проходят мимо понимания инвесторов-мужчин. Это один из весомых аргументов в пользу того, чтобы включать женщин в число инвестиционных партнеров.

Три аргумента

Основываясь на своем опыте и мнении партнеров по бизнесу, я выделила три основных причины, почему нужно привлечь женщину на сторону инвестора:

1. Узнать о проблемах влиятельной группы потребителей.

В США женщины принимают 85% решений о личных расходах. Здесь кроются огромные возможности для новых потребительских технологических стартапов, которые «старая гвардия» Кремниевой долины может упустить, зациклившись на поиске нового Цукерберга. Мужчины могут просто не понимать некоторых вещей, на которые женщины тратят деньги, и не делать инвестиций исходя из этого непонимания. Как рассказывали основатели проектов для женщин, инвесторы-мужчины порой нуждаются в обсуждении стартапа со своими женами или ассистентками, будучи не в состоянии оценить идею в ходе встречи. Кстати, этому «багу» системы уже много лет — можно вспомнить историю куклы Барби, продажи которой перешагнули за миллиард. Идея Рут Хэндлер, которую она почерпнула из наблюдений за играми своих детей, первоначально была отвергнута ее мужем, сооснователем компании Mattel, и директорами компании.

2. Повысить прибыльность портфеля.

К сложностям с пониманием проблематики добавляется предубеждение и в результате в портфеле венчурной фирмы оказывается меньше стартапов, основанных женщинами. При этом исследования действующих компаний и стартапов фиксируют высокую эффективность женщин-управленцев и собственников. По данным BCG, стартапы с женщинами-основателями оказываются на 10% доходнее и обеспечивают значительно более высокий возврат на инвестиции. Большая представленность женщин на руководящих постах компаний коррелирует с более высоким финансовым результатом компаний — выводы исследования компании Catalyst. Разница в рентабельности капитала и доходе акционеров — 35% по сравнению с фирмами, где на топовых позициях только мужчины.

3. Обеспечить сбалансированную оценку проектов на этапе инвестирования и после него.

Менее высокая склонность к риску в совокупности с вниманием к деталям, пониманием психологии и другими качествами, присущими женщинам, привносят в обсуждение стартапов ценные идеи и комментарии. Оценивать весь спектр ключевых факторов, рисков и возможностей рынка и стартапа проще в сотрудничестве смешанных команд. При инвестировании в стартапы на ранних стадиях, предпосевной и посевной, далеко не все можно проанализировать при помощи цифр и метрик. Методы, которые работают на более поздних этапах, могут оказаться неприменимы. В этом направлении особенно важен иной ракурс: взгляд на вещи со стороны женщин, их подход к принятию решений, том числе, финансовых, — способность интуитивно оценивать перспективность команды и риски. Женщины эффективно поддерживают отношения с основателями проектов и часто лучше понимают, что происходит с командой, внутри компании, а следовательно, могут предотвратить определенные ошибки.

Новости партнеров