К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Ремень-навигатор: есть ли место умной одежде в модной индустрии

Фото Andy Kropa / Getty Images
Фото Andy Kropa / Getty Images
Умная одежда создавалась не для среднестатистического потребителя, а для людей, чья сфера деятельности связана с большими нагрузками. Пригодна ли она для повседневной носки?

Появление искусственного интеллекта и его стремительное развитие закономерно ставит вопрос о появлении интеллектуальной одежды наряду с умными ручками, портативными кофемашинами, smart-косметикой и лекарствами.

Умная одежда (она же умная ткань, электронная ткань) отличается от обычной встроенными микрокомпьютерами и сенсорами. Она разрабатывалась для людей, работающих в экстремальных условиях. Это космонавты, военнослужащие, альпинисты и спортсмены, участники экспедиций и даже музыканты. А еще люди, для которых жизненно важен ежедневный контроль здоровья. Компания Hexoskin, например, предлагает сделать это удаленно с помощью датчиков, средств связи, базы данных и мобильного приложения на смартфоне пациента.

Что ждет модную индустрию с развитием цифровых технологий

Интеллектуальные ткани пошли дальше уже знакомой миру умной одежды. Это, можно сказать, ее третье поколение.

 

В первом поколении в одежду встраивались только сенсоры, в том числе оптические, способные получать данные из окружающей среды.

Второе поколение одежды — активная ткань, она запоминает форму, регулирует температуру, защищает от влаги, поглощает пар, нагревает ткань и сохраняет ее тепло. К сенсорам в ее составе добавляются еще и небольшие механические части.

 

Третье поколение цифровой одежды можно назвать ультраумным. Благодаря встроенному микрокомпьютеру, такая ткань работает как наш мозг. Она умеет прогнозировать, анализировать условия внешнего мира и подстраиваться под них даже без предварительных настроек. Причем стирать ее можно целиком, без снятия электроники, как приходилось делать раньше.

Кроме одежды, согревающей владельца по щелчку и заряжающей телефон во время движения, команда ученых из Вашингтонского университета создала намагниченную ткань, которая без электроники и аккумулятора хранит данные. С поясом из такой ткани, например, можно запросто открыть электронный замок и не бояться забыть пароли. Намагниченные перчатки позволяют управлять смартфоном, даже если он у вас в кармане. Эта же функция была и у джинсовой куртки, созданной Levi’s совместно с Google. Правда, она особо не впечатлила покупателей: обещанное управление смартфоном сводилось к простому переключению музыки.

Трудное покорение подиумов

Тренды в разработках интеллектуального текстиля обсуждаются на ежегодном саммите в США, который проводят международная ассоциация промышленных тканей и Министерство торговли США.

 

Ведь именно промышленность, медицина, военная и спортивная сферы — главные заказчики e-textiles. Модная индустрия и ниша красоты и здоровья пока отстают в несколько раз.
В 2016 году доля умной одежды на рынке носимых устройств составляла всего 1,2%. Прогнозы до 2021 года обещают уже 9%. Сейчас она начала конкурировать с фитнес-трекерами, которые уступают в точности сбора данных и не всегда могут измерить активность мышц, скорость и длину шага, время соприкосновения с землей.

Умная ткань уверенно движется в сторону модных подиумов. Но движение это нельзя назвать быстрым. Маршал Коэн из NPD Group, отмечает, что люди пока далеки от регулярных покупок умной одежды, так как мало знают о ней. На фоне умных очков, часов, брелков и головных уборов, люди меньше интересуются смарт-одеждой и обувью.

Но неутомимые труженики фэшн-индустрии уверены в том, что умная ткань — важная и инновационная разработка в их сфере. Их не останавливает то, что распространение такой одежды тормозится по очевидным факторам: высокая стоимость, невысокая ценность, бесполезность, хрупкость, угроза личной безопасности из-за утечки данных, накапливаемых такими вещами, внешний вид более технологичный, чем модный.

Основные материалы для таких тканей — текстиль, эластичные проводящие чернила (или проводящая паста), проводящие нити. И самое сложное — установить правильные связи между тканью, электроникой и источником питания. А проблему комфорта, стиля и быстроты производства дизайнеры думают решить, активно сотрудничая с инновационными технологическими компаниями.

Дизайнеры уверены, что технологии скоро станут чем-то личным и отношение к ним обязательно поменяется. Одежда будущего — многофункциональна, с ней уже не нужны будут носимые устройства. В этом направлении работает кроме Hexoskin еще и OMsignal, предлагая умную футболку вместо умного фитнес-браслета.

 

«Распечатайте мне платье!»

ThreeASFOUR показали коллекцию платьев, напечатанных на 3D принтере, еще в 2013 году в Нью-Йорке. Цели у создателей были амбициозные: представить одежду, которая защитит владельца не только от холода, но и от стресса, а еще — от прямой угрозы жизни в виде огня и пуль. Увы, она была крайне непрактичной, жесткой и могла разбиться.

В 2016-м материал больше походил на резину или искусственную кожу, которая растягивалась и сжималась. К тому же он лип к коже, рвался и был неприятен на ощупь. Многие компании, вдохновленные обещанными возможностями 3D печати, в итоге прекращали сотрудничество с дизайнерами. Так было и с ThreeASFOUR, и со стартапом Electroloom.

Сейчас 3D принтеры могут создавать ткань по узору и подобию кровеносной системы, деления клетки, звуковой волны, получая оригинальные плетения или ткань, которая тянется в четыре стороны.

Конечно, напечатанная одежда будет эволюционировать и дальше. Но до повсеместных 3D-ателье, в которых любой желающий сможет распечатать понравившуюся электронную модель платья, еще далеко.

 

Изменения в fashion-индустрии

Пока дизайнеры бьются над созданием супермодной, удобной и доступной электронной одежды из приятного материала, нейронные сети компьютеров постоянно совершенствуются.  Они предсказывают появление новых коллекций и определяют вектор потребительского спроса (на основе анкет и тестов-рисунков). В этом направлении работают Tommy Hilfiger и Google совместно с Zalando SE. Ускоряют процесс производства новых моделей. Создают коллекции, имитирующие почерк известных дизайнеров.

Предлагают виртуальную примерку в любом месте через приложение на смартфоне по технологии цифровых двойников. Помогают быстро ориентироваться в интернет-магазинах, когда указанное понравившееся вам фото сразу распознается системой, и на выбор предлагаются только похожие вещи. Меняют саму концепцию высокой моды, приближая ее к среднестатистическому покупателю.

Конечно, забавно носить парные футболки для объятий, стельки, считающие шаги, платье или нарукавник, способные к самообороне, или ремень-навигатор. Но умная одежда становится новым и сверхточным источником больших данных, которые аккумулируются и анализируются. Обрабатываются не только наши физические параметры, но и поведение, эмоции, вкусы, которые представляют большую коммерческую ценность. Так умное платье вместо обычного предмета одежды становится рекламным механизмом.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+