К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«Пластик у нас слишком демонизирован»: как бренды могут избавиться от избыточной упаковки

Александр Щербак/ТАСС
Александр Щербак/ТАСС
«На нашей Земле нет классного места для свалок», — говорит журналистка и экоактикивистка Ирена Понарошку. Специально для Forbes Woman она поделилась итогами своего «Саммита большой коробки», посвященного проблемам упаковки

13 октября состоялся «Саммит большой коробки», организованный журналисткой Иреной Понарошку — на нем представители бизнеса и экоинициатив обсудили самые насущные проблемы. Основной темой стала избыточная упаковка товаров известными брендами.

Вопросов в ходе дискуссии оказалось больше, чем ответов. Более того, выяснилось, что на них нет одинаково универсального ответа. Грубо говоря, что хорошо для Калифорнии, не всегда хорошо для России. Специально для Forbes Woman Ирена рассказывает о главных выводах дискуссии.

Нет единого универсального решения для всех

Нельзя технологии, приемлемые для малого бизнеса, применять к крупному игроку рынка.  Нельзя решить, что будет экологичнее — пластик или бумага, наполнитель из шредированной или из крафтовой бумаги и так далее. В игру одновременно вступает слишком много факторов: удаленность от места сортировки и переработки, потраченные ресурсы на изготовление того или иного материала, логистика, законодательство и многое другое.

 

Вот, например, как комментирует преимущества пластика Елена Вишнякова из «ЭкоЛайн»: «Пластик у нас слишком демонизирован. В поисках альтернативы мы находим абсолютно первобытные и экономически невыгодные решения. Но если соблюдать простые правила и при этом объединяться (например, договориться использовать один и тот же вид пластика), то пластик окажется намного эффективнее». С другой стороны, в большинстве регионов России ситуация с сортировкой и переработкой отходов достаточно печальна и экологический след, оставленный непереработанным пластиком, будет намного выше, чем после непереработанной бумаги.

Неоднозначная ситуация складывается даже со скотчем. Он, как известно, не перерабатывается.  Ни бумажный, ни пластиковый. И сейчас многие компании ищут решения, ставя себе целью вообще отказаться от его использования. Например, небольшая российская компания по производству косметики SmoRodina использует бумажный скотч на крахмальной основе. Но приходится использовать дополнительные ресурсы: скотч надо приклеивать вручную с помощью спонжа, смоченного в воде. IKEA пытается найти решения с «картонным замком», сделанным из самой коробки.  Другие компании также экспериментируют в этом направлении, но какой из методов самый правильный — пока сказать сложно.

 

Нужно подключать экоэкспертов

Особенно это актуально сейчас, когда нет единой стандартизации, а нюансов очень много. Кстати, в большинстве случаев консультацию по оптимизации упаковки можно получить бесплатно в независимых экоорганизациях. Очень важно получить непредвзятое мнение, чтобы не стать очередным псевдоэкобрендом.

«Экология сейчас — модный тренд, и даже маленькие поставщики хотят быть «эко». Например, недавно нам пишет фермер, владелец частного фермерского хозяйства: «Я хочу стать экологичным и перейти с пет-бутылок на биоразлагаемый пластик». И мы бережно объясняем, почему этого все-таки не стоит делать», — рассказывает случай из практики Анна Сычева из «ОптиКом». Некоторые компании, как, например, «Комус», ориентируются на маркировку FSC при покупке бумаги. В идеальном мире она означает, что на месте каждого срубленного дерева появляется новое. Но в реальном российском мире эта маркировка практически не имеет смысла. По информации Гринпис, в нашей стране количество нелегальных вырубок в два раза выше засадки, это не говоря уже об остальных факторах.

Экоэксперты могут помочь и с подбором поставщиков, и с выбором подходящего материала. «Л’Этуаль» сейчас использует коробки и бумагу из первичной целлюлозы по той простой причине, что они не смогли найти поставщика, который мог бы предложить им необходимый объем бумаги из вторсырья. Но для экоэкспертов подобрать такого поставщика — вполне реальная задача.

 

Необходимо системное и постоянное просвещение 

Важно коммуницировать и обучать потребителей, ведь конечное решение — выбрать многоразовую сумку, отдать вторсырье на переработку — всегда остается за покупателем. Важно объяснять суть: почему экологическая упаковка может быть менее красивой, но более правильной с точки зрения переработки, почему пластиковые пакеты во многих случаях оправданнее бумажных, почему так важно разделять отходы и так далее.

Без системного образования в этой области ничего не получится. Вклад должны сделать все: и государство, и бизнес. При этом крупным ритейлерам необходимо смелее и активнее включаться в процесс, используя любые информационные носители — начиная от экранов в магазинах и заканчивая упаковкой. «Большинство людей готовы быть экологичными, если им не придется тратить на это усилия, — считает Григорий Кунис, основатель компании Igooods. — Мы хотим сделать пропагандистами экодвижения наших курьеров, выплачивая им примерно плюс 10 % к оплате в день за забор упаковки. Проблема в том, что необходимо, чтобы продажа пластика позволила оплачивать эту просветительскую миссию — и пока мы в процессе решения этого вопроса».

Решать вопрос с товарным соседством на законодательном уровне

Проблема в том, что Санитарно-эпидемиологические требования к организациям (СанПин) остались на уровне 1994 года (документ был обновлен в 2000 году, но фактически в нем ничего не изменилось). Их необходимо пересмотреть в соответствии с современными реалиями — сейчас в одну упаковку нельзя положить товары разных категорий, это грозит компании штрафами. Отсюда бесчисленные пакеты в доставках.

Процесс изменений СанПина начался в 2017 году, но пока существенных перемен нет. И хотя сами штрафы за несоблюдение товарного соседства не очень высокие, но при регулярном нарушении могут предписать закрытие юридического лица на срок вплоть до 90 суток. И это самый страшный риск для любого бизнеса.

Возврат упаковки курьеру законодательство не запрещает, но и не разрешает этого делать. Это так называемая серая зона для принятия решения. Некоторые компании готовы идти на риск, другие — нет. Тимур Назмутдинов, руководитель направления «Утилизация опасных отходов и макулатуры» компании «Комус»  рассказывает: «Мы запустили в пилотном режиме сервис по утилизации макулатуры для своих клиентов. Нам сейчас важно понять, насколько клиенты готовы участвовать в этом — ведь сбор макулатуры все равно требует дополнительных ресурсов». Компании Metro Cash and Carry, сервису доставки продуктов «Сбермаркет», а также нескольким другим компаниям, все же удалось реализовать у себя такую функцию, когда пакеты можно вернуть курьеру со следующим заказом. С 5 августа проект доступен для всех клиентов, которые делают заказ из сети магазинов Metro Cash and Carry в Москве.

 

Распространен миф, что экологичная упаковка — это сложный, экономически невыгодный шаг, который нужен только в маркетинговых целях. На самом деле — все с точностью до наоборот. Производство настоящей экоупаковки может значительно сократить расходы. «Мы запустили собственную линию упаковки, сделав ее максимально эргономичной и экологичной, убрали все лишние элементы, подобрали необходимый размер, выбрали близлежащий завод (лучше логистика и меньше углеродный след), в результате чего сократили издержки на производство упаковки в два раза». — рассказала экоэксперт из «Кухни на районе» Алина Лихачевская. Это лишь один пример из многих, и хочется надеяться, что их будет еще больше.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+