К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«Разнообразие в командах важно — иначе вы не выживете на борту»: как Роуз Дамен управляет строительством мегаяхт


Роуз Дамен руководит яхтенным подразделением судостроительного гиганта Damen, которое создавало яхты для Михаила Прохорова, Александра Джапаридзе и Олега Тинькова. Мы поговорили с ней о работе в семейной компании и духе предпринимательства, гендерном балансе на суше и на море, а также о новых продуктах, трендах и маршрутах
Роуз Дамен
Роуз Дамен·Фото предоставлено пресс-службой Damen Yachting

Разговор с управляющим директором Damen Yachting Роуз Дамен прерывает протяжный низкий гудок — ее офис находится прямо на верфи. Здесь, в нидерландском Флиссингене, где первая гавань появилась более 700 лет назад, компания Damen строит мегаяхты — в ближайшие пару лет со стапелей сойдет несколько 60-метровых и одно 74-метровое судно. Но, вопреки ожиданиям, слово «роскошь» за весь разговор звучит только однажды, зато Роуз раз за разом возвращается к теме семейных ценностей. В 1927 году дед Роуз вместе с братом основал свою первую верфь, в 1969-м компания перешла в руки ее отца, в 2014-м она и сама присоединилась к семейному бизнесу после нескольких лет работы в сфере финансов и инвестиций. А через год пришла в Amels, где и выросла до нынешней должности.

Эту верфь, одну из крупнейших в Нидерландах, отец Роуз Коммер Дамен приобрел в 1991 году. Она тоже начиналась как семейное предприятие, основанное в 1918 году Кисом Амелсом. До 1980-х Amels строила коммерческие суда, а в 1982 году вышла на рынок яхт, спустив на воду 48-метровую Katalina. В 1988 году клиентом Amels стал Дональд Трамп, и это чуть не разорило верфь, которой не хватило мощностей, чтобы справиться с заказом на «что-то превышающее 120 м и близкое к 150 м». Трамп в итоге верфь купил, спустя полгода перепродал, она сменила еще несколько владельцев и в конце концов вошла в Damen Group. Среди яхт, построенных на Amels, — Solemar для Михаила Прохорова (2003), 4You, предположительно, для сооснователя группы компаний ПИК Кирилла Писарева (2012), Here Comes the Sun для совладельца Eurasia Drilling Company Александра Джапаридзе (2016) и первая в мире яхта-ледокол The Datcha для Олега Тинькова (2020).

Сейчас отношения Amels и Damen Group напоминают симбиоз. Большая компания, в портфеле которой есть суда самых разных типов и классов, от паромов до корветов и десантных кораблей, поставляет верфи технологические решения (например, технологии шумоподавления позаимствованы из военно-морского судостроения) и страхует ее от финансовых рисков. Благодаря этому Amels может вкладывать средства в строительство корпусов и надстроек. Так работает линейка полукастомных яхт Limited Editions: будущий владелец или брокер может выбрать готовую «базу» и не ждать постройки несколько лет — время в этом случае тратится только на интерьер и оснащение.

 

В свою очередь, верфь приносит Damen Group 20% выручки, а подразделение Damen Yachting, которым сейчас управляет Роуз, — 10–15%. При этом оно существует относительно независимо от материнской компании, поскольку, несмотря на принятую в Damen Group стандартизацию, все-таки работает не на массовом рынке. Это нравится Роуз, которая с детства хотела заниматься собственным делом и даже уехала из Нидерландов в поисках призвания, а в итоге нашла его в семейном бизнесе. В интервью Forbes Life она рассказала о том, как превращает корабль в дом, а морской переход — в идеальное путешествие.

— Кем вы мечтали стать в детстве? И в какой момент поняли, что будете работать в семейной компании?

 

— Ребенком я хотела быть полицейским. Но это совсем в детстве, а когда я закончила учебу и нужно было искать работу, мне захотелось уйти от семейного бизнеса. Не знаю почему, но больше всего я мечтала выбраться из Голландии и заниматься чем-то своим. Поэтому я нашла работу в банковской сфере в Индонезии, потом переехала в Лондон. И только после того, как получила MBA — мне было уже 30 лет, подумала: «Что ж, наверное, пора уже узнать, что из себя представляет наша компания». Я поняла, что, вероятно, не захочу задаваться этим вопросом, когда мне стукнет 60, так что решила: попробую, поработаю здесь год, а там будет видно — если мне не понравится, вернусь в финансовый сектор.

Но в итоге мне все очень понравилось. Я выросла на лодках, я люблю лодки. Так что, думаю, я наконец нашла свое место.

— Кораблестроение — традиционно мужская сфера. Когда вы только начинали, сложно было женщине работать в этой отрасли?

 

— Думаю, да. Но, с другой стороны, до этого я работала в Лондоне в финансовом секторе. Там мужчин тоже много — некоторые из них даже считали, что мне повезло, что я ни разу не стояла в очереди в туалет.

В Damen Group, возможно, больше сложностей создавала моя принадлежность к семье. Когда я работала в Лондоне, никто не знал, откуда я родом, а теперь я внезапно оказалась в компании, где моя фамилия буквально написана над входом. Все смотрят на меня: «А, вы дочь самого?»

Зато теперь я предпринимательница, у меня свой бизнес, больше свободы и больше возможностей оставить свой след.

— Кого вы можете назвать своим учителем?

— Во-первых, конечно, важную роль играют родители. Что мне нравится в том, как они меня воспитывали, так это их открытость во всем, что касается бизнеса. Когда мне было 14 лет, отец объяснял мне, что такое бухгалтерская отчетность, как считать доходы и расходы. Я иногда ездила с ним в командировки — пока он вел переговоры, я играла с детьми его клиентов. При этом он никогда не давил на меня, не требовал, чтобы я непременно присоединилась к бизнесу.

 
Очень важно иметь контакт с кем-то, кто может быть с вами настолько открытым и дать даже неприятную обратную связь. Благодаря этому я многому научилась

А во-вторых, я многому научилась у своего самого первого начальника из сферы финансов. Это человек, которого я искренне уважаю. Мне в нем очень нравится, что он всегда (а я до сих пор с ним общаюсь время от времени) спрашивает: «Роуз, то, о чем ты говоришь, — это правда так?» У него хорошо развит, как я это называю, фильтр ерунды. Поэтому он всегда заставляет меня анализировать: «Ты точно уверена, что это так? Или все совсем наоборот?» Очень важно поддерживать контакт с кем-то, кто может быть с вами настолько открытым и дать даже неприятную обратную связь. Благодаря этому я многому научилась.

— Кто дал вам лучший карьерный совет?

— Думаю, это тоже был мой первый босс. В каком бы бизнесе вы ни работали, никогда не бойтесь испачкать руки и делайте это с правильным, этичным настроем. Смотрите не на красивые слайды презентаций или таблицы, а на людей, с которыми работаете, потому что в конечном счете бизнес — это не слайды и таблицы, а люди.

— Вы помните первую яхту, которую построили самостоятельно от и до?

 

— Да. Когда я присоединилась к бизнесу, я работала на производстве 74-метровой яхты PLVS VLTRA. В прямом смысле — я работала руками вместе с другими рабочими верфи и очень сблизилась с ними. Позже был еще один такой опыт с Here Comes the Sun — тоже очень большой проект.

Но я думаю еще об одном проекте, который вызывает у меня волну эмоций, — Amels 60. Это первая яхта, в создании которой я активно участвовала еще на этапе проектирования. Я работала над ней с нуля, а теперь вижу, как все детали постепенно собираются вместе. Она пришла на верфь несколько недель назад для оснащения и пока собрана только наполовину, но я каждую неделю хожу посмотреть, как она поживает.

В 1969 году компания перешла в руки отца Роуз
В 1969 году компания перешла в руки отца Роуз

— Кстати, у яхт есть характер? И если да, то должен ли он соответствовать характеру заказчика? 

— Думаю, да, яхты — это эмоции. Конечно, в первую очередь яхта должна быть безопасной и комфортабельной как для заказчика, так и для экипажа. При этом клиентский опыт складывается, во-первых, из продукта, произведенного верфью, а во-вторых, из сервиса.

 

Мы как верфь предлагаем техническую платформу. А характеры яхтам придают как раз сами заказчики, выбирая дизайн интерьера и воплощая таким образом свои представления о прекрасном. И принося свои личные вещи — когда заказчик поднимается на борт и добавляет этот последний штрих, яхта из просто судна превращается в дом.

— И у верфи Amels, и у Damen Group богатая история. Как компании, чьи сотрудники работают в ней по 20, 30 лет, оставаться на передовой? Как сохранить в компании и в людях дух инноваций, чтобы пресловутая техническая платформа не устаревала?

— Для меня очень важно, что за последние 10 лет мы сильно выросли. Мы изменились как организация и вывели на рынок новые продукты, которые способствовали развитию отрасли. При этом мы понимаем, что должны постоянно смотреть по сторонам, стараться понять наших клиентов, оставаться открытыми к миру, потому что кто угодно может сделать следующий шаг в яхтенном судостроении.

Я думаю, очень важно, что мы сохраняем предпринимательский дух на всех уровнях организации. Мы на все смотрим с точки зрения бизнеса и постоянно думаем о том, что можно улучшить в нашей работе, в отношениях в команде, во впечатлениях клиентов. Такой образ мышления — первое, что мы учитываем, когда нанимаем сотрудников. Опыт тоже важен, но предпринимательский характер, пожалуй, важнее.

 

— Какими инновациями вы особенно гордитесь?

— Я очень горжусь судами поддержки. Это не просто новый продукт, который мы вывели на рынок, это инновация с точки зрения образа мышления. Все в яхтенном бизнесе стремятся создать больше пространства, ускорить сервис, усилить безопасность. Мы добились этого, не улучшая имеющиеся суда, а создав принципиально новое. Думаю, не будет преувеличением сказать, что такой подход стал революцией в отрасли. Мы начинали с двух переделанных лодок, а сегодня у нас около двадцати яхт с судами поддержки, которые плавают по всему миру. Думаю, это настоящее свидетельство успеха.

Кроме того, я верю в исследовательские яхты. Мы хотим вдохновить клиентов на новые открытия, чтобы они сошли с проторенных дорог и вместе со своими семьями, своими детьми увидели самые удивительные уголки нашей планеты. В этом смысле наша задача — сделать так, чтобы они могли отправиться куда угодно, не отказываясь от комфорта и роскоши классической яхты. Чтобы они могли наслаждаться и судном, и красотой вокруг, чтобы они могли и проводить время с семьей, и вести активный образ жизни.

— Когда мы говорим о красоте нашей планеты, на первый план выходит экологическая повестка. Насколько она важна для Amels и Damen Group и в чем это выражается?

 

— Здесь очень простая идея: мы предлагаем клиенту опыт, который он сможет получить, только если нам удастся сохранить экосистемы океанов. Поэтому в долгосрочной перспективе забота об окружающей среде необходима как минимум для успеха нашего бизнеса.

Все новые проекты Damen Yachting гибридные. Мы также стараемся повысить эффективность энергопотребления во время якорных стоянок. И вместе с другими верфями работаем над созданием инструмента оценки экологичности яхт, чтобы клиенты могли принимать более взвешенные решения при покупке.

А еще мы работаем над имитацией тикового дерева для палуб и уже используем ее на ряде яхт. У искусственного тика есть и плюсы, и минусы, мы еще не добились идеального результата. Но хотели бы в конце концов найти более экологичную альтернативу тику, потому что это определенно очень важно для устойчивого развития.

— В понятие «устойчивое развитие» входит расовое и гендерное разнообразие. Что думаете об этом?

 

— Я всецело за. Потому что даже с точки зрения бизнеса разнообразие — не только гендерное, но и, скажем, по происхождению, возрасту, национальности — помогает команде принимать более взвешенные решения. Это не всегда проще, но в конечном счете результативнее. Когда мы ищем нового сотрудника, мы думаем не только о том, кто станет лучшим кандидатом на ту или иную роль, но и о том, как нам создать лучшую команду. Знаете, я даже немного горжусь тем, что в управляющей команде Damen Yachting женщин и мужчин поровну

— Как вы работаете с командами?

— Работа команды корабля — это важно и сложно, это особый образ жизни. Мы поддерживаем команду не только на этапе строительства, но и после того, как яхта покинула верфь. Всегда рады отзывам, нам очень важно понимать, что можно сделать, чтобы облегчить жизнь персонала, потому что мы знаем: чем счастливее команда, тем счастливее владелец яхты.

Кстати, разнообразие в командах важно еще и потому, что это люди, которые много времени проводят вместе, живя на борту. Я думаю, если в команде люди одного типажа, это не приведет ни к чему хорошему — нужно, чтобы разные люди взаимно дополняли друг друга.

 

— Вы сократили срок производства яхт с нескольких лет до нескольких месяцев за счет стандартизации. Как при этом выполнять необычные запросы клиентов?

— В нашем деле почти не бывает чего-то необычного. В конечном счете все хотят одного и того же: провести время с семьей на борту. Все запросы так или иначе связаны с базовыми ценностями вроде «Я мама и хочу сделать своих детей счастливыми».

— Что вас больше всего вдохновляет в яхтенном бизнесе? 

— Мне очень нравится работать на производстве: я приезжаю в офис и, идя через двор, вижу, как то, что было идеями в моей голове, становится реальностью. Кроме того, я правда думаю, что мы можем изменить мир к лучшему, вдохновляя наших клиентов открывать его для себя, познавать его и делиться впечатлениями.

 

— Ваше идеальное путешествие?

Ни о чем не думать, просто жить в моменте, узнавая что-то новое о планете, вместе с семьей и друзьями. Если говорить о направлениях, то я обожаю Аляску. А из тех мест, где еще не была, выбрала бы Камчатку. Очень хочу туда попасть.

Дворцы на воде: топ-50 чартерных яхт мира

Дворцы на воде: топ-50 чартерных яхт мира

Фотогалерея «Дворцы на воде: топ-50 чартерных яхт мира»
11 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+