Услышать и понять | Forbes.ru
сюжеты
$56.41
69.08
ММВБ2261.2
BRENT69.98
RTS1262.87
GOLD1339.53

Услышать и понять

читайте также
«Зеленая» энергетика станет конкурентом нефти и газа к 2020 году +12 просмотров за суткиСанкции YouTube не мешают блогеру Логану Полу зарабатывать миллионы +8 просмотров за суткиНовые идолы: какие формы принимает криптовалютное безумие +152 просмотров за суткиПросто космос. Построить телескоп — миллиарды долларов, увидеть звезду — бесценно +1055 просмотров за суткиМиллиардер Александр Мамут рассказал, как учиться на чужих успехах +2105 просмотров за суткиСпасительный кредит. Как выгодно рефинансировать ипотеку +824 просмотров за сутки«Я соблазнял Мэрилин Монро, и она отвечала взаимностью» +2519 просмотров за суткиРесурс Грефа. Бывший IT-директор Сбербанка Виктор Орловский покоряет Кремниевую долину +587 просмотров за суткиЭмигрантка из Ирана планирует заработать $1 млрд на лекарствах от рака +3551 просмотров за суткиДвух триллионов мало. В России растут цены на автомобили +1339 просмотров за суткиСемь способов уменьшить риск инвестиций в стартапы и малый бизнес +963 просмотров за суткиАттракцион щедрости: Джефф Безос пожертвовал $33 млн на стипендии мигрантам +3696 просмотров за суткиБез бумажки. Кто выиграет от перехода на электронные трудовые книжки +12528 просмотров за сутки«Газпром» не будет обжаловать решение Стокгольма в споре с «Нафтогазом» на $56 млрд +6101 просмотров за суткиЦена безопасности. Чему учит «битва на ножах» в пермской школе +1975 просмотров за суткиКалькулятор бюджета: нефть и курс рубля +3207 просмотров за суткиПрезидент Sony Майк Фасуло рассказал, какие технологии нас ожидают в 2018 году +1899 просмотров за суткиСтрахование жизни бьет рекорды: почему это выгодно банкам +18049 просмотров за суткиЖажда знаний: самые ожидаемые бизнес-книги 2018 года +11794 просмотров за суткиВоспитание курильщиков. В России начали маркировку сигарет +4155 просмотров за суткиОстрова мечты: китайский капитал хлынул в Грецию
    03.11.2009 00:00

Услышать и понять

Как работающей матери не чувствовать себя виноватой

Сразу оговоримся – я не буду советовать вам уделять детям больше времени. Мы исходим из того, что время, которое вы можете уделить ребенку очень ограниченно. Следовательно – хорошо бы повысить качество общения.

Одна из ведущих потребностей ребенка – мамино внимание. Однако, не всякое внимание ему нужно. Иногда оно становится болезненным и не очень функциональным. Я имею в виду  – эмоциональное «прилипание»,  «завязку», которую некоторые матери сознательно или бессознательно создают.

Слишком эмоциональные мамы берут на себя всю эмоциональную сторону существования ребенка. Вот она приходит после работы домой и начинает изливать на него потоки нежности: «Ты мой хороший, иди ко мне, дай я тебя обниму»  – а потом он плачет, жалуется – «мама, не уходи завтра»… Я не хочу сказать, что к ребенку не нужно проявлять ласку – нужно обязательно, но этого недостаточно.  С ребенком нужно беседовать, и самое важное – слышать его. Если его любят, оберегают, заботятся – но не беседуют с ним, то он – всего лишь объект воздействия.  Любимый объект, который кормят разными вещами: знаниями, дисциплиной.  В то время как он – субъект, человеческая личность, существо, равное вам, но со своими потребностями – которые нужно старться понять. Откликаться на них с самого его младенчества, отбросив ложные, искусственные соображения – «не баловать», «не приучать к рукам» и т.п. Ребенок подрастает – и на первый план выдвигается потребность в разнообразии впечатлений – так помогите же ему ее удовлетворять. Когда ребенок начинает ползать и ходить – не сажайте его в манеж с игрушками – они ему уже опротивели! Именно поэтому он хватается за кухонную утварь, крышки от кастрюль, пульт от телевизора и т.д. Хватается – и прекрасно - уберите все хрупкое, бьющееся, острое, опасное – и пусть он живет свободно и познает мир!

Наряду с разнообразием впечатлений в физическом мире ребенку нужно и разнообразие привязанностей. Конечно, мама – да еще та, которая привыкла быть главной на работе, хочет быть главной и здесь. Хочет, чтобы ее общества ребенку хватало, а все осталыные, с кем он общается, выполняли бы подсобные, хозяйственно-бытовые, образовательные функции, но не занимали место в его сердце. Это заведомо ложная установка. Не надо забывать общефилософский принцип: если ты что-то выбираешь – ты от чего-то отказываешься, что-то теряешь. Платишь за то, что выбрал. Передать ребенку всю себя, все лучшее, что, как вам кажется, в вас есть может быть и не удастся. Значит, нужно  смягчить свои ожидания, отказаться от мысли, что самые важные установки  он получает только от вас.  

И тут неизбежно встает вопрос о том человеке, который проводит с ребенком большую часть времени – как правило, это няня. Подбирать их помогают специальные агентства, плюс – у каждой матери свои требования. Многие выбирают человека с педагогическим стажем (либо – даже гордятся этим – кандидата педагогических наук). Не думая о том, что этот стаж наработан в детском саду или в школе. И эти люди, впитали в себя советский стиль школьного воспитания, стиль запретов и нотаций; они не знакомы с теми подходами, которые разрабатываются в психологии в последнее время.

 Я говорю о так называемом «гуманистическом подходе».  Главная его идея – отрицание основы основ – того факта, что ребенок является «объектом воспитания». Всегда считалось, что он – некий объект, на который надо надо правильно, педагогически воздействовать, который нужно формировать, дисциплинировать, принуждать к чему-то.  Гуманистическая психология преодолевает эту установку. Ее установка – он - ребенок –живой, равный вам человек. А не то, что вы хотите из него сделать. Мы даже не представляем, как много талантов загублено школой!  Они губятся методом, способами обучения, отношением к самой идее, кто такой «ученик». Установка школы – «его надо учить». А его очень важно слушать.

И говоря о качестве общения, я имею в виду пластичное отношение к нему, слышание его «живых» потребностей. Если в школе этого нет, то должно быть хотя бы дома. Ребенку тепло, когда понимают его потребности. Одна из важнейших – свобода исследовать мир и получать впечатления. Они исследуют свои возможности – и потихонечку поднимают планку Это естественно, и в качество отношения матери входит – принимать его желание рисковать. Когда он маленький – он хочет повыше залезть на дерево или поглубже забраться в лужу, когда большой – убежать с друзьями в соседний двор, еще старше – вернуться домой позже обычного, попробовать сигарету, вино… Тут очень много зависит от того, как ведут себя родители. Нотации и запреты бессильны. И в этой конкретной ситуации, и в целом.

Да, вам хочется, чтобы ребенок к каким-то выводам, которые вам  кажутся правильными? Он придет к ним, если будет видеть перед собой пример.

Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы прежде всего внимательно проверить: не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих. Например, наш педагогический энтузиазм. Вероятно, его лучше направить на себя.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться