03.03.2011 00:00

Внедорожные приключения

Управляющий партнер спортивного агентства «СПОРТ — правильное решение» Елизавета Кузьмина – о поездке на автомобиле через всю Россию.

На сегодняшний день на моем личном «экспедиционном» тахометре уже более 50 000 км. Гонки «Экспедиция-Трофи» от Мурманска до Владивостока проводились трижды, и во всех я приняла участие.
Уникальность «Экспедиции-Трофи» в том, что это не просто самая длинная в мире зимняя гонка на внедорожниках (16 900 км, в 2006 году внесена в Книгу рекордов Гиннесса), но еще и масштабное приключение с поиском так называемых точек культурной навигации (памятники и архитектурное наследие, святые источники, соборы и храмы, культурные центры). Начальную точку установили у маяка Белокаменный в Мурманске, финальную — у маяка в бухте Золотой Рог во Владивостоке.
Участники гонки — это в основном состоятельные люди, такое мероприятие — не из дешевых. Одного бензина в каждую машину за «Экспедицию» заправлялось более 3,5 т! У некоторых команд бюджеты были от $150 000 и больше.
Основным требованием для участников было наличие двух внедорожников, соответствующих регламенту гонки (оснащенных лебедкой, независимым источником отопления салона, спутниковыми телефоном и антенной). Еще одно условие: в каждой команде — пять мужчин и одна женщина.
Честно говоря, экстрима и ежедневной битвы за результат мне хватает и в бизнесе. Но в «Экспедиции-Трофи» соединилось все: дух приключения, азарт борьбы и потрясающее чувство раздвижения границы своих возможностей. Расскажу о нескольких ярких местах, в которых удалось побывать.

Простоквашино (Нижегородская область)
Деревня Простоквашино и правда существует! На окраине ее стоит заброшенный дом, разукрашенный во все цвета радуги и подписанный «Дом ничей, живите, кто хотите!», под окнами — красный «Запорожец» без стекол и колес. Правда, с чемоданом за грибами ходят не местные жители, а приезжающие раз в два года на биеннале художники. Они же покупают у селян ненужные вещи, фотоохотятся на домашних животных и делают из мухоморов смеси для отпугивания слепней.

Козьмодемьянск
Памятник Двенадцати стульям
Доподлинно известно, что в произведении Ильфа и Петрова под Васюками изображен именно Козьмодемьянск. И факт этот используется по полной программе: музей Остапа Бендера, памятник Двенадцати стульям, традиционные шахматные турниры.
При этом сохраняется облик купеческого волжского городка начала XX века. И за прошедшие десятилетия в ритме жизни его мало что изменилось. Особое очарование провинциальной старины — в деревянных извилистых лестницах, ведущих от пристани на высокий берег.

Иволгинск
Иволгинский дацан
В 1741 году буддизму в России был придан статус официальной религии, а к 1917 году в Забайкалье было уже 44 буддийских монастыря. Но после революции на буддистов начались гонения, и к началу 1930-х годов все буддийские монастыри были закрыты. По окончании войны гонения были ослаблены, и среди болот был основан Иволгинский монастырь. Иволгинский дацан стал главным в стране. Сегодня в Калмыкии, Туве и Бурятии почти для миллиона российских буддистов воссоздано многое, но Иволгинский дацан при этом остается центром буддизма, в нем находится резиденция главы буддистов России Пандито Хамбо Ламы.

Омск

Памятник сантехнику Степанычу

Омск одним из первых включился во всеобщее движение по установке «человеческой» скульптуры — небольших памятников литературным и не только героям. Здесь в 1998 году был установлен памятник отдыхающему сантехнику. Лицо у него доброе и немного усталое. Есть поверье: мол, если приобнять Степаныча по-дружески, в доме никогда не будет проблем с кранами. Мы оставили Степанычу в подарок оранжевый флажок «Экспедиции» — похоже, он был доволен.

Кунгур

Ледяная пещера

Ледяная пещера в Кунгуре — чудо уральской природы. Это одна из крупнейших пещер Урала, уникальная потому, что расположена в гипсах — легкорастворимой породе, которая под влиянием дождей принимает причудливые формы. Поверхность над пещерой изрыта воронками и трещинами: дождевая вода просачивалась сквозь них и формировала большие пустоты. В результате за века здесь возникли многокилометровые ходы и залы высотой более 20 м.

Второе уникальное свойство пещеры — стабильно низкая температура из-за постоянных сквозняков. Лед намораживается на стенах пещеры и образует сосульки, иглы, ледяную щетку и даже ледяные цветы. Пещера оборудована для посещения туристов — здесь проложены дорожки и установлено освещение. Протяженность туристического маршрута составляет 1,6 км.

Восточная Сибирь

Озеро Байкал

Байкал зимой — сказочное место: искрящиеся на солнце торосы, белый-белый снег и темно-синяя водяная бездна под толстой, но совершенно прозрачной ледяной «крышкой».

Во всех «Экспедициях» мы должны были пересекать озеро Байкал на джипах, а в 2008 году был осуществлен самый длинный в истории гонки проезд по льду Байкала — более 250 км. Это был нелегкий и небезопасный этап.

Перед выездом нас инструктировали ледовые комиссары, которые установили строгий регламент пересечения Байкала. Опасность проломить лед и уйти под воду у каждого экипажа была высокой, ведь по льду шли внедорожники весом по три с лишним тонны! Ледовый комиссар сказал, что у нас будет около 40 секунд, чтобы покинуть машину, при этом надо вылезать через боковые окна, потому что при открывании дверей автомобиль сразу же тонет. Мы ехали с опущенными стеклами, на случай немедленной эвакуации. К счастью, все прошло благополучно.

Владивосток

Бухта Золотой Рог

Маяк во Владивостоке на мысе в бухте Золотой Рог трижды становился финишной точкой «Экспедиции-Трофи». Место романтичное, и его название полностью соответствует действительности — ранним утром вся бухта заливается ярко-золотым светом от встающего солнца! Вдоль мыса среди льдин плавают нерпы. Стоит заглянуть и в порт Владивостока — там, например, можно увидеть знаменитый фрегат «Надежда», который в 2003–2004 годах осуществил первое российское кругосветное плавание XXI века.

Советы в дорогу

Во-первых, необходимо установить автономный обогреватель салона, так как от технических поломок никто не застрахован, а морозы в Сибири бывают страшнейшие. В машине понадобится спутниковый телефон (в российской глубинке немало мест, где сотовая связь отсутствует), хорошие навигаторы, а также простые бумажные карты и атласы — на случай отказа техники. Еще понадобятся запасные канистры с бензином. Хорошо бы установить на машину лебедку и взять хайджек-подьемники и лопаты для снега — помогут в случае «вылета» с трассы или заезда на тяжелый внедорожный участок. Из одежды необходимо термобелье, а на ногах обязательно должна быть удобная обувь. Взять с собой термос, орехи, сухофрукты. Чтобы не заснуть за рулем, можно жевать обжаренные кофейные зерна. А вот энергетические напитки после нескольких дней постоянного употребления вообще переставали на нас действовать.

От кафе на автозаправках через пару тысяч километров начнете отвыкать — нам приходилось заправляться в местах, которые больше напоминали декорации к фильму «Кин-дза-дза!», чем привычную АЗС.

Правда, вспоминается придорожное кафе на Мурманской трассе (М-18) у поворота на Сегежу — оно было признано лучшим за все наши поездки. Там было уютно, отличное обслуживание, очень вкусная рыба и настоящие карельские пирожки.

Жизнь после гонки

Можно задаться вопросом: а зачем мы, люди, которые могут отдыхать с максимальным комфортом практически в любой точке мира, решились на эту поездку — такую сложную и даже опасную?

Во-первых, мы ехали по маршрутам, которые действительно открывали для нас нашу страну, и в такие места турфирмы не возят. Встречи в пути с людьми и тысячи пройденных километров дают осознание того, в какой огромной и многонациональной стране мы живем. Во-вторых, это сильнейшие эмоции. Когда на финише во Владивостоке крутые мужики, владеющие и управляющие большими бизнесами, обнимали маяк и плакали, вот это было самое ценное. И именно эти две недели стали для каждого из нас большой жирной галочкой в жизни! Ты испытал себя, открыл новое, попробовал свои силы и на многие вещи стал смотреть по-иному.

Недаром после гонки был снят фильм под названием «Еще одна жизнь»...

[processed]

рейтинги forbes
Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться