03.06.2011 00:00

Марафонская дистанция

Юлия Смирнова Forbes Contributor
Сложно ли стать лидером в глобальной компании? Инна Кузнецова, вице-президент IBM, сделавшая успешную карьеру в США, считает, что главное — работа над собой.

Круглый стол в одном из офисов, собравший HR-специалистов из крупных корпораций и консультантов по развитию персонала, открывает хрупкая женщина. Она искренне, очень по-американски улыбается и рассказывает историю, о которой большинство молодых людей в соседних офисах могут только мечтать. Долгая и успешная карьера в глобальной компании — эта тема известна ей не в теории. Инна Кузнецова прилетела в Москву на несколько дней из штаб-квартиры IBM в Армонке. Она вице-президент по маркетингу и продажам системного программного обеспечения компании — первый и пока единственный русский вице-президент IBM.

Лидерским качествам, умению управлять можно научиться, уверена Кузнецова и, практически вторя Карнеги, приводит сравнение с ораторским искусством, которым в совершенстве владеет сама: «Многие записываются на курсы, но лишь те, кто действительно нацелен на результат и регулярно тренируется, достигают успехов. У тех, кто более одарен, это происходит быстрее, но улучшить свои навыки при желании может абсолютно каждый».

Окончив в 1990 году факультет ВМК МГУ, Инна мечтала о карьере математика, но постперестроечная ситуация заставила аспирантку МГУ пойти работать. Кузнецова устроилась в российское отделение IBM. В 1993 году здесь работало 60 человек (по сравнению с головным офисом очень мало), многие вещи приходилось создавать буквально с нуля. «Позднее мне это помогло в работе с быстро растущим бизнесом, где постоянно возникает необходимость в новых моделях, новых людях необычных профессий, в изменении статус-кво», — вспоминает Инна. В конце 1996 года она переехала вместе с мужем в США, где вначале пришлось непросто: не было даже разрешения на работу и американских водительских прав. Но уже спустя несколько недель после приезда она обзванивала знакомых в поисках работы. На собеседовании в американской IBM будущий начальник сказал ей: «У меня сидит целый отдел специалистов по международному бизнесу. Что такого ты знаешь про развивающиеся рынки, чего не знают они?» Подумав, что было для иностранцев самой большой проблемой в Москве, Инна начала рассказывать про растаможку и тонкости налогообложения. Через десять минут начальник созвал к себе в кабинет весь отдел послушать лекцию. Инну взяли на работу руководителем операций одного из дивизионов на развивающихся рынках.

После небольшого российского представительства она попала в компанию, где работало несколько тысяч человек и профессионализм сотрудников, а значит, и конкуренция были на высоком уровне, но Инна считает это обстоятельство скорее стимулом, чем барьером. «Если вы хотите стать олимпийским чемпионом, вам придется соревноваться с чемпионами национальных лиг, а не школьных округов». Сильная конкуренция, по ее мнению, заставляет поддерживать форму: изучать новые технологии, быть хорошим руководителем, повышать возможности собственной команды.

В 2007 году Кузнецова возглавила бизнес IBM в области Linux. С карьерным ростом увеличивалась и загруженность работой, важнее становилось умение делегировать, доверять подчиненным и давать им шанс учиться. «Современный бизнес — это командный спорт, — говорит Кузнецова. — Поэтому умение вести за собой людей, быть хорошим руководителем и партнером, а также строить горизонтальные связи — необходимые факторы успеха». Умение слушать других Инна относит к числу побед над собственными слабостями, которые дались ей не сразу. Она старалась научиться не отметать чужое мнение сразу как заведомо неверное.

В 2006 году она отвечала за запуск одной из маркетинговых кампаний и столкнулась с тем, что японские коллеги под разными предлогами отказывались размещать у себя успешную рекламу, герои которой выбрасывали в окно сервер другого производителя. Японцы признались, что она противоречит нормам их бизнес-культуры. «Первой моей мыслью было поспорить, цифры во всем мире показывали: эффект от размещения превосходил ожидания», — рассказывает Инна. В итоге было принято решение изменить кампанию для Японии. Результат: продажи в Японии выросли, а с командой в Токио у Инны наладились доверительные отношения, что помогло ей в работе на японском рынке уже в следующей должности.

Карьера в глобальной компании — это не постоянное восхождение вверх, объясняет Инна. Часто, чтобы продвинуться, нужно сначала изучить смежные области. Опыт работы на разных продуктовых рынках, навыки планирования и анализа большого количества данных требуют многих лет обучения и практики работы с более опытными коллегами. Еще нужно время для изучения того, как работает крупная корпорация, и создания сети контактов внутри, поэтому такая карьера, как марафон, требует времени и дисциплины. Сложно ли сохранять постоянный интерес к работе, оставаясь в одной компании годами? «Трудно сохранять мотивацию, занимаясь делом, которое не любишь, и в этом секрет, — уверена Инна. — Мы слишком много времени проводим на работе, чтобы тратить его безрадостно».

Она часто приводит в пример Рут Лич, ставшую в 1943-м первой женщиной — вице-президентом IBM. «Сегодня во многом женщины добились формального равенства, но продолжают испытывать недостаток в ролевых моделях, менторстве, умении и возможностях построения сети контактов», — считает она. Поэтому и поддерживает программы, обеспечивающие женщинам равный доступ к ключевым позициям при отборе кандидатов. И для себя решила, что не будет ограничивать свои возможности, сравнивая себя с какой-то группой, будь то «женщины», или «иммигранты», или «блондинки», и воздвигая таким образом воображаемые барьеры. Ведь иногда, по ее словам, «само ожидание препятствия заставляет нас замедлять ход, а предположение об открытой дороге впереди — увеличивать скорость».

Инна Кузнецова. «Вверх! Практический подход к карьерному росту». Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2011

Книга Инны Кузнецовой дает полезные советы тем, кто планирует карьеру в крупной международной компании: как ставить себе цели, как поддерживать мотивацию, как проходить собеседование и строить отношения с коллегами. От большинства книг о карьерном росте ее отличает живой и легкий язык, автор пишет не о теории вопроса, а о собственном опыте работы и своих наблюдениях.

[processed]

Новости партнеров