Другие берега
Этери Крихели, генеральный директор группы клиник «Клазко» — об озере Комо и о том, почему южные страны вызывают у нее ностальгию.
Я не бывала в джунглях, не карабкалась по горным склонам и не сидела за штурвалом самолета. Мне нравится более приземленный отдых — с красивыми пейзажами и цветами вокруг.
Поскольку я сама с юга, южные страны мне очень близки, я чувствую себя в них очень комфортно. Помню свою первую поездку за рубеж в 1988 году в Афины. Сохранилась фотография, где я стою застывшая, глядя на развалины Парфенона. Кто-то даже спросил: «На что ты смотришь? Это всего лишь камни». А я не просто смотрела, я погрузилась в вечность: ушла в себя, вспоминала, размышляла о чем-то.
Пять лет назад, путешествуя по окрестностям Италии, я открыла для себя Ларианский треугольник. Озеро Комо, третье по величине в Италии, совершенно покорило меня. Помню свои первые впечатления. Мне показалось, что я окунулась в детство. Местная природа, ландшафт, атмосфера и даже запах напомнили мне Грузию и Абхазию, где я выросла.
С тех пор мы приезжаем на озеро Комо почти каждый год, как правило в конце июля — начале августа. В это время здесь чудесная погода: солнечно, но не жарко и нет дождей. Обычно на отдых мне удается выкроить неделю, максимум две: работа не позволяет уезжать надолго. Я бывала в прекрасных местах, на разных модных и дорогих курортах, но по-настоящему отдыхаю только на Комо.
Озеро имеет необычную форму. Одни видят в нем перевернутую букву Y, другие — силуэт бегущего человека. Вдоль озера рассыпаны многочисленные сказочные города — Лекко, Комо, Черноббио, Лальо, Менеджио, Белладжио. Мне нравится, что эти места не заезжены туристами. Конечно, с каждым годом их становится все больше, в том числе и из России. Но все равно каким-то образом мне удается уйти в себя, отдохнуть и телом, и душой, в отличие от модных Сен-Тропе или Сардинии, где обязательно встретишь знакомых.
Исторические прогулки
Москва и мой образ жизни не позволяют мне много ходить. В своем рабочем кабинете я могу просидеть с десяти до десяти, напряженно работая. Но когда я приезжаю куда-то, обожаю гулять, меня это успокаивает. Знаете, эти старые европейские города, средневековые улочки… Помимо банальных сувенирных лавок обязательно встретишь там что-то особенное. Я люблю порыться в антикварных лавках в поисках предметов украшения. В моей коллекции есть как современные, так и уникальные старинные экспонаты, купленные на блошиных рынках. Например, помада Rochas в серебряном футляре конца XIX века, разнообразные пудреницы и флаконы. Из Италии я привезла флакончик с нюхательной солью, такой старый, что даже колпачок не открывается.
Визитная карточка озера Комо — виллы. Здесь их сотни, и у каждой своя история. Некоторые до сих пор в частных владениях, в том числе у семьи Версаче, у Джорджа Клуни. Другие давно превратились в дорогие отели, как Villa Serbelloni и Villa d’Este, где я часто останавливаюсь. Последняя была королевской резиденцией, отелем стала в конце XIX века. Здесь бывали многие знаменитости, включая принцев и князей, здесь снималось много фильмов — в том числе «Женщина в окне» с Роми Шнайдер и Филиппом Нуаре. Это настоящий дворец с роскошным парком на десятках гектаров. Кстати, все парки Ларианского треугольника находятся в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Самый богатый из них — на острове Комачина (это единственный остров на Комо). Виноградные лозы, гранатовые деревья, оливы и каштаны — ощущение, что гуляешь в Эдемском саду.
Вокруг озера развитая сеть автомобильных дорог (всего 170 км). Всего в часе езды от моего любимого городока Беладжио оживленный Милан, в сорока минутах — Лугано, в полутора часах — Санкт-Мориц.
Культурная жизнь
Летом регион богат событиями. С июня по август проводятся фестивали Lario Jazz R’n’B и «Ларианские огни», с 5 августа начинается фестиваль симфонической музыки «Синфоларио». Кроме того, мы часто выезжаем в Милан, Верону, швейцарский Лугано. Помню, как потряс меня фестиваль оперной музыки в Arena de Verona. Домик Джульетты, конечно, обязательная программа путешествия, но мы поехали в Верону специально на оперу «Аида» в постановке Франко Дзеффирелли. Я увидела, насколько может развернуться человеческий гений, и представила, как тесно, наверное, Дзеффирелли в рамках той же Ла Скала и других замкнутых театральных пространств. Казалось, что эта постановка не только заполняла огромную сцену, но еще и простиралась на сотни километров вокруг. В следующий раз обязательно поеду туда с дочерьми.
Такие разные итальянцы
Когда я была в Бормио зимой, поняла, какая же она разная — эта итальянская кухня. Ближе к Средиземному морю, на юге Италии преобладают в меню морепродукты, свежайшая прекрасная рыба, а в горах — оленина, мясо кабана, тяжелая паста, слепленная руками, похожая по вкусу на кашу из отрубей. Еще я увидела, какими разными могут быть итальянцы. На озере Комо, например, они намного проще.
Я люблю итальянцев. Меня забавляют шумные официанты, которые больше размахивают руками, чем дело делают. Они все время спешат куда-то, суетятся. Куда бегут? Ведь по сорок минут приходится их ждать. Конечно, на озере Комо есть шикарные рестораны, мишленовские, пафосные, где обязателен дресс-код. Но иногда забредешь случайно в какую-то пиццерию, где готовят пиццу на настоящих углях по старым рецептам, без всяких изысков вроде трюфелей или улиток. И подает ее не официантка, а мама владельца, испещренная морщинами седая старушка, настоящая итальянка. Пицца из ее рук — это нечто! Только здесь можно прочувствовать атмосферу Италии.
Записала Халима Мирсияпова