К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Климатические изменения


Как женщины руководители выстраивают корпоративную культуру

Какова бы ни была политика компании в области корпоративной культуры, атмосфера в офисе зависит от личности руководителя. Отличается ли культура, которую стремятся выстроить вокруг себя женщины, от той, что формируют шефы-мужчины?

Руководитель библиотеки бизнес-школы Сколково Хелен Эдвардс считает, что для женщин более характерны осознание ценности каждого сотрудника, понимание зависимости личного успеха от действий команды в целом. И ссылается на книгу преподавателя организационного поведения в INSEAD Эрминии Ибарры «Обретая я». Эрминия пишет, что современная корпоративная среда маскулинна, в сотрудниках поощряются традиционно мужские качества: независимость, решительность и даже агрессивность. Женщина в такой обстановке чувствует себя неуютно — больше заботится о том, как выглядит со стороны, и бессознательно транслирует вовне неуверенность.

Профессор кафедры организационного поведения и управления персоналом Высшей школы менеджмента СПбГУ Софья Кошелева говорит, что руководитель-мужчина чаще создает «команду», а женщина — «семью». Мужчины более ориентированы на достижение результата, а женщины уделяют больше внимания процессам. «Направленность мужчин на результат выражается, например, в том, что они более склонны ценить и поддерживать тех сотрудников, кто решает конкретные задачи, даже вопреки регламентам — по принципу «победителей не судят», — отмечает эксперт.

 

А как женщина-руководитель создает атмосферу в своем коллективе, влияет на нее?

Личный пример

Культуру в первую очередь формируют лидеры, уверена Алла Можжерина, директор по персоналу фармацевтической компании «Сандоз». Она ожидает от сотрудников разделения миссии компании, профессионализма, ответственности и лидерства. Те же качества старается демонстрировать сама.

 

Помимо личного примера для развития корпоративной культуры используют тренинги. Есть мастер-класс о ценностях компании для новых сотрудников. Один из ключевых инструментов — программа карьерного роста «Ступени Успеха», призванная изменить установку сотрудников «я здесь давно работаю и поэтому заслуживаю повышения» на «продвижение зависит от моих достижений и профессионализма».

Главным инструментом поддержания корпоративной культуры Алла считает коммуникацию, в том числе и неформальную. У нее нет отдельного кабинета, open space — также часть культуры. Сотрудники знают, что к Анне можно всегда обратиться с любым вопросом, как рабочим, так и личным, и  она не откажет в поддержке, пойдет навстречу.  При условии что результат общего дела не пострадает. Ей, как матери 11-летнего сына, проще понять жизненную ситуацию, возникшую у сотрудников.

Вдохновение

«Корпоративная культура — это не просто свод этических, профессиональных принципов, которым должен следовать каждый сотрудник. Это то, чем организация живет, дышит, — говорит старший вице-президент Бинбанка Ирина Комарова. — Это душа компании». Душа Бинбанка, по ее мнению, напоминает чайку по имени Джонатан Ливингстон из книги Ричарда Баха. «На нашем логотипе изображена чайка — и это не случайно. Компания должна вызывать те же ассоциации, что и Джонатан, — стремление к совершенству, силу, свободу».

 

Задача лидера в управлении корпоративной культурой — воодушевить сотрудников. Это не всегда просто. Ирина вспоминает, как однажды несколько ценных сотрудников сообщили ей, что уходят вслед за своим руководителем, который привел их в Бинбанк. Почувствовав, что этот выбор они делают исходя из ложных предпосылок — из-за неправильного понимания чувства долга,  а вовсе не потому, что другое место им больше по душе, она поделилась с ними мыслями о том, как бы поступила сама. И напомнила, что человек не должен идти наперекор своим истинным желаниям. «Я сказала: если решение уйти — ваше желание, то завтра вы придете и снова повторите мне его. Я знаю, что они промучились весь вечер, но на следующий день пришли ко мне и сообщили, что остаются», — вспоминает Ирина.

Больше общаться 

«Я работаю в международной компании с давними традициями, и разрабатывать новые корпоративные ценности мне не приходится», — говорит партнер McKinsey & Company Дарья Борисова. Каждому в McKinsey известно, что среди приоритетов компании — успех клиента, создание условий для роста сотрудников и соблюдение высоких профессиональных стандартов. На ежегодном «Дне ценностей McKinsey» работники узнают, как возникли именно эти корпоративные ценности, опытные консультанты рассказывают, как следование корпоративной культуре помогало им в непростых рабочих ситуациях. Перечень ценностей компании висит в офисе на самом видном месте. Свою же задачу Дарья видит в том, чтобы быть для подчиненных примером для подражания: «От того, как я себя веду, какие решения принимаю, на 80% зависит, какая атмосфера будет в коллективе».

Дарья не верит, что мужчины и женщины сильно отличаются в подходе к корпоративной культуре. «Хотя, пожалуй, — говорит она, — я соглашусь с тем, что мы предпочитаем коллегиальный стиль управления, вовлекаем сотрудников в совместную работу лучше, чем мужчины, которые, как правило, более склонны к авторитарному стилю управления и самостоятельному решению вопросов».

При этом признает, что ей, как лидеру, стоит больше внимания уделять личному общению с сотрудниками, их профессиональному развитию. «Работая над проектом, я трижды провожу командные обсуждения, чтобы убедиться: люди с разными интересами и жизненными позициями работают вместе эффективно. Наверное, этого недостаточно. Мне нужно следить за собой и вписать в календарь индивидуальные встречи с каждым членом рабочей команды», — говорит Дарья.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+