К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Мульт личности


    Могут ли мультфильмы помочь в воспитании ребенка?

    Елена Николаева

    доктор биологических наук, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А. И. Герцена

    Воспитывают ребенка не мультики, а родители. Не стоит оставлять ребенка один на один с айпадом и мультиком. Потому что он может иначе понять, по-своему интерпретировать то, что видит. Лучше смотрите мультфильмы вместе и обсуждайте потом сюжет и поступки героев. Это будет лучшим воспитательным процессом. Воспитание посредством мультфильмов состоит в том, что ребенок смотрит на картинку глазами взрослого. Таким образом он учится.

    С какого возраста смотреть

    На сегодняшний день число детей с логопедическими проблемами даже больше, чем после войны. И объясняется это тем, что дети смотрят мультфильмы, где много рисованных героев с неправильной мимикой. В возрасте от двух до трех ребенок учится правильно говорить. И делает это, прежде всего наблюдая за мышцами лица взрослого человека. А если ему все время включать мультики (мол, пусть будет занят хоть чем-то), то он будет копировать за героями манеру говорить. Я бы советовала не заострять внимания на мультфильмах, если вашему ребенку меньше трех лет, а как можно больше времени проводить вместе. И только когда ребенок научится «качественно» говорить, тогда уже можно смотреть мультфильмы.

     

    За и против

    Некоторые родители стараются вообще не показывать детям мультфильмы. И это тоже неправильно. В детском саду, на площадке, в общении со сверстниками у ребенка происходит социализация, и каждый занимает определенную иерархию в сообществе детей. Тот, кто ничего не знает о том, что знают все, безусловно, окажется на периферии этого сообщества. Да, такой ребенок наверняка будет здорово смотреться в обществе взрослых, но ведь ему нужно учиться взаимодействовать и с детьми.

    Как ограничить просмотр

    Как быть, если ваш ребенок требует мультфильмы еще и еще? Все очень просто — рекомендую замечательную книгу «Французские дети не плюются едой». В ней говорится о том, что ребенок с самого раннего детства должен знать правила. И эти правила ему не орут в какой-то неподходящий момент, а проговаривают заранее. Например, когда мама идет в магазин с ребенком, она предупреждает его, что на покупки есть строго определенная сумма денег. Так же и с мультфильмами — надо предупредить ребенка, что мультик смотрится «от сих до сих» и только после того, как он выполнит определенные требования. Родителям нужно четко осознать центральную мысль — у ребенка столько прав, сколько обязанностей. Нет обязанностей — тогда нет никаких прав. Если ребенок хочет «завоевать» себе больше просмотров мультфильмов, он должен взять на себя определенную обязанность. К примеру, ваш ребенок говорит, что хочет посмотреть мультики больше, чем положено. В таком случае скажите ему, что вечером он должен будет уснуть самостоятельно, без чтения книжек, потому что иначе у вас не хватит на это времени. То есть должен быть определенный регламент: «Мы смотрим мультики, потом мы вместе читаем книжку, потом ты ложишься спать. А если ты хочешь больше посмотреть мультики, тогда мы меньше читаем». Если ребенку дорого чтение и времяпрепровождение с вами, он всегда будет помнить об этом. Но если вы что-то пообещали, потом никогда не обманывайте — нельзя манипулировать ребенком, потому что тогда он начнет манипулировать вами.

     

    ТОП-5 мультфильмов

    Если бы я составляла топ-5 мультфильмов, то на первое место поставила бы серию о «Муми-троллях». Этот мультфильм построен с точки зрения психоаналитической концепции. Там есть, конечно, ирония по поводу папы, но мама ведет себя вполне адекватно, никогда не совершает ошибок. Кроме того, там заложен очень хороший посыл — «каждый должен делать что-то для другого». На второе место я бы поставила мультфильмы по рассказам Носова, на третье — «Винни Пуха». Чем хороши эти мультфильмы  — в них есть подтекст. Еще мне нравятся «Смешарики» и «Лунтик» — дети всегда позитивно воспринимают мультфильмы, где действия героев похожи на поступки самого малыша. К тому же им нравятся персонажи с большой головой, они ассоциируют их с собой. Также могу отметить мультфильмы про «Львенка и черепаху», «Льва Бонифация», «Кота Леопольда».

    Татьяна Булыгина

    руководитель лектория «Прямая речь», двое детей

    Предложи ребенку на выбор просмотр мультфильмов или совместную игру, он, конечно же, выберет игру! Мультики — замена личного общения. Мои дочки смотрят их, только когда нам, родителям, очень-очень некогда. В нашей домашней коллекции есть душевные, красиво отрисованные «Эрнест и Селестина», «Ангелина балерина», шедевры Миядзаки. В них нет однозначно «плохих» и «хороших» героев, они не вырабатывают стереотипов и не создают у ребенка уверенности, что если кота стукнуть молотком по голове, через пару минут он выпрямится и побежит дальше… Мультфильм, тем более полнометражный, не должен стать обыденностью, тем, что смотрят с планшета на заднем сиденье машины по дороге из школы. Все понимаю про цифровой век, но детей-то надо удерживать в реальном. Поэтому мы стараемся обставить поход «на мультик» как семейное событие — запоминающееся и радостное. Жаль только, что кинотеатры оккупировала безжизненная компьютерная анимация. Не хочу, чтоб мои дети привыкали к такой картинке. Им ведь что ни покажешь, то они и смотрят. Я, например, часто включаю балетные спектакли. И детям нравится, им кажется, что это нормально — балет на экране.

     

    Евгения Белонощенко

    основатель сети детских развивающих клубов «Бэби-клуб», четверо детей

    Мои дети обожают мультики: Марта любит диснеевскую «Мулан» (про смелую китаянку, которая спасает свой народ), Яна — «Котов-аристократов» (про приключения благородной кошки и кота-хулигана). Вместе мы смотрим работы японского режиссера Хаяо Миядзаки, они учат добру, заботе и нежности. А вот что не нравится моим детям — так это кукольные мультфильмы, в них нет динамики.

    Наталия Барщевская

    частный инвестор, четверо детей

    Мы предпочитаем советские мультфильмы: «Маугли», «Cнежная королева», «Карлсон, который живет на крыше», «Морозко», «Аленький цветочек», «Крошка енот» и т. п. Наши дети с удовольствием смотрят их, не отвлекаясь ни на секунду, да и мы с мужем ностальгируем по детству.

    Мы живем не в России, и, показывая советские мультфильмы, я прививаю детям еще и любовь к русской культуре. К тому же они формируют некие ориентиры, объединяющие детей и родителей. Из российских современных мультфильмов могу отметить серию про «Трех богатырей». Конечно, мы смотрим и иностранные мультики. Сыновья в детстве очень любили «Тома и Джерри», да и я тоже с удовольствием с ними смотрела. Периодически мы ходим вместе в кинотеатры (на «Шрека», «Ледниковый период», «Мадагаскар»).

     

    А вот что мне совсем не нравится, так это «Симпсоны», «Бивис и Батхед» и фильмы, снятые по комиксам, — они примитивные, злые, не носят воспитательного характера и не вызывают в детях ничего, кроме агрессии.

    Анастасия Татулова

    владелец сети кафе «Андерсон», двое детей

    Когда дети росли, мы старались показывать им отечественные мультфильмы. Моему младшему сыну очень нравился «Остров сокровищ», он буквально фанател от него. Оба сына с удовольствием смотрели «Приключения капитана Врунгеля». Сейчас, когда они стали старше, смотрим популярные иностранные мультики: «Мадагаскар», «Ледниковый период», «Шрек». Но не все зарубежные работы мне нравятся. Я категорически против японской анимации (она может искалечить психику ребенка) и того, что показывают по каналу «2х2».

    Записали: Ольга Чижова, Полина Санаева

     
      Рассылка Forbes
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

      Мы в соцсетях:

      Мобильное приложение Forbes Russia на Android

      На сайте работает синтез речи

      иконка маруси

      Рассылка:

      Наименование издания: forbes.ru

      Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

      Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

      Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

      Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

      На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

      Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
      AO «АС Рус Медиа» · 2024
      16+
      Наш канал в Telegram
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
      Подписаться

      Новости