Распродажа комом: почему провалилась российская «черная пятница» | Forbes.ru
сюжеты
$56.72
69.3
ММВБ2286.33
BRENT68.78
RTS1270.92
GOLD1331.94

Распродажа комом: почему провалилась российская «черная пятница»

читайте также
+22 просмотров за суткиНовогодние скидки на недвижимость: что кроется за предложениями застройщиков Себе дороже. Когда участие в «черной пятнице» рискованно для ретейлера Гид по скидкам: в каких банках малый бизнес может сэкономить на обслуживании +52 просмотров за суткиВремя покупать: 50 вещей со скидкой +1 просмотров за суткиRolex и Patek Philippe стали триумфаторами часовых аукционов Phillips в Гонконге +1 просмотров за суткиЖить, как в кино: три виллы из голливудских блокбастеров выставлены на продажу +2 просмотров за суткиПрокат Европы: чем порадовал мир Парижский автосалон +2 просмотров за сутки«Майбах» без крыши: самый дорогой кабриолет Mercedes +5 просмотров за суткиОсобенное счастье: кто в России помогает детям-аутистам расти и развиваться Такие танцы: Диана Вишнева в четвертый раз открывает свой балетный фестиваль Context и ищет таланты Как Audi полностью поменяли A5 Coupé, оставив всё как есть +1 просмотров за суткиРодченко, которого продадут на Sotheby's 29 ноября, показали в Москве Добрый ноябрь: календарь благотворительных событий Сверить часы: новинки часовой выставки Baselworld-2014 +1 просмотров за суткиОбновив Macbook, по клавиатуре не плачут: Что именно показала Apple на последней в этом году презентации +3 просмотров за суткиЮвелирная гастроль: в Москве побывали старинные лоты торгов Sotheby’s. +2 просмотров за суткиПраво на борт: почему мечта о частном самолете должна осуществиться Коллекция Rendez-Vous пополнилась новыми моделями "Товары для дома" на торгах Christie's: почему аукцион лучше магазина Костры амбиций: полная история смартфонa Samsung со взрывным темпераментом +3 просмотров за суткиЖелезная леди: зачем женщине мужские рекорды

Распродажа комом: почему провалилась российская «черная пятница»

Галина Зинченко Forbes Contributor
фото Коммерсантъ
Пять причин называть день российского шопоголика «обманом года»

О том, что грядет первый российский день шопоголика, я узнала в самом начале декабря 2013 года на сайте «Черной пятницы». Чтобы подготовиться к ней и изучить список участников, у меня было пять дней. Тот факт, что оригинальная Black Friday в США прошла еще неделю назад, наших организаторов не смутил, ибо в списке заявленных участников почти не было иностранцев. Итак, в четверг, 5 декабря, мы с подругами собрались в скайпе в ожидании полуночи. Забегая вперед, сразу скажу, что в этот раз мой кошелек не пострадал.

Почему же всего спустя сутки после начала российской Black Friday ее уже называли «разводкой года»? Forbes Woman собрал самые распространенные жалобы покупателей.

1 млн посетителей — хорошая заявка на проигрыш

В первые же минуты акции сайт-витрина Black Friday 2013 вышел из строя — серверы не справились с нагрузкой от наплыва посетителей, привлеченных обещаниями скидок до 90%. Как заявили организаторы акции в официальной группе «ВКонтакте», в ночь с четверга на пятницу на портал одновременно пришли более миллиона человек. Проблемы начались и у некоторых партнеров акции — например, «обвалились» сайты Ozon.ru, Enter.ru, Yves-rocher.ru, letu.ru. Тогда организаторы «заморозили» распродажу на ночь, пообещав открыть агрегатор Black Friday в 8 утра. Однако сайт работал с перебоями всю первую половину пятницы 6 декабря. В этот же день организаторам предприняли еще одну попытку спасти свой проект: уговорили часть партнеров продлить скидки — вместо положенных 24 часов акция фактически продолжалась вдвое дольше, до вечера субботы, 7 декабря. 

Технические неполадки

До начала акции организаторы обещали, что любой товар можно будет приобрести через их сайт. Что оказалось на практике?

Многие товары не имели фотографий на онлайн-витрине, так что пользователи были вынуждены каждый раз переходить на сайты партнеров и разглядывать желаемые предметы там. Больше всего неудобств испытывали покупатели одежды: если в случае с электроникой и бытовой техникой товар хотя бы распознавался по названию, то наименования «короткая юбка» или «женский свитер» мало информативны. Были и такие магазины, при переходе на вкладку которых пользователь видел надпись «не найдено товаров, соответствующих запросу». Чтобы обнаружить скидки от этих партнеров, покупатель опять же должен был внимательно изучить их собственные сайты. Еще одной досадной деталью стали перепутанные ценники: в сети быстро распространился скриншот предложения от магазина Alltime.ru — цены на товары до и после дисконта были перепутаны, а пользователи подшучивали над скидками, которые «бывают только в России».

«Задирание» цен перед распродажей

Покупатели Black Friday обвинили некоторых ритейлеров в специальном накручивании цен перед распродажей — скидочная цена приглянувшегося товара иногда оказывалась выше, чем его полная стоимость несколько дней назад. Участники группы акции «ВКонтакте» делились такими историями: «Купила вчера в «Эльдорадо» смартфон Nokia Lumia 520 за 5289 рублей. Сегодня на «черной пятнице» они продают его за 5990 рублей. Странная скидка». Пользователи в реальном времени сравнивали цены на дисконтированные товары на агрегаторах Яндекс.Маркет и Black Friday — стоимость многих лотов оказалась завышенной, и в конкурентных магазинах даже без скидки их можно было приобрести дешевле. Например, средняя цена фотоаппарата Canon PowerShot SX500 IS на Яндекс.Маркете составляет 6825 рублей. Во время «черной пятницы» этот товар онлайн-магазин «Викимарт» предлагал с 10% скидкой за 7687 рублей. После распродажи фотокамеру через сайт «Викимарта» можно приобрести уже за 5989 рублей.

Скидки скидкам рознь

Многие интернет-магазины не стали переписывать ценники на свои товары, а просто разместили на главной странице сайта код на скидку. Так, например, поступил английский Asos, который кроме 20-процентной скидки предложил еще и бесплатную экспресс-доставку в Россию при заказе от 5000 рублей. Правда, постоянные покупатели Asos.com/ru пользуются аналогичными акциями почти ежемесячно и для них такое предложение не стало особо привлекательным. А OTTO давал 10% скидки при заказе от 2499 рублей.

«Обманом года» акцию называли еще и потому, что большая часть разрекламированных скидок от 50% до 90% пришлась на и так недорогие товары. Пользователи ожидали крупных скидок на электронику и бытовую технику, но дисконт на эти виды товаров оказался не таким большим. Например, магазин «Связной» предложил скидки всего до 10%, цены на электронику от Ozon не превысили 20%. Скидки на смартфоны у некоторых ритейлеров доходили до 25%, но популярных моделей среди них почти не было. Желающие купить iPhone тоже были разочарованы — этот товар в распродаже не участвовал. Из продукции Apple можно было купить лишь планшеты прошлого поколения — iPad mini и iPad 4, скидки на которые не превысили 15%.

Некоторые скидки и вовсе оказывались нерабочими — при переходе на сайт партнеров цена на товар оказывалась выше обещанной на витрине Black Friday. Впрочем, среди покупателей нашлись и довольные: мелкие бытовые приборы действительно можно было приобрести с неплохой уценкой.

Ограниченный ассортимент

Большая часть участников выставили на свои витрины лишь ограниченный набор. Ozon.ru, насчитывающий более 2 млн наименований товаров, для распродажи предложил всего лишь 3000 товаров. Сеть «Связной» и вовсе ограничилась 1000 наименований. Значительную часть разделов Black Friday с техникой составляли компьютерные и телефонные аксессуары и расходные материалы — картриджи, клавиатуры, фотобумага. На сайте Black Friday пользователям удалось обнаружить всего одну модель ноутбука — HP PAVILION 15-N006SR с 20%-ной скидкой. Некоторые магазины анонсировали товар, но при попытке заказа сообщали, что наименования нет в наличии. Покупатели делились в сети и более неприятными историями, когда об отсутствии товара на складе они узнавали уже после его оплаты онлайн.

Организаторы, впрочем, признают свои ошибки: в официальной группе Black Friday по итогам распродажи модераторы написали, что видят критику и читают всю ругань: «Нам тоже хочется ругаться. На самих себя. Мы знаем, что были ошибки. Но мы учимся на этих ошибках». В свое оправдание они напоминают, что учиться на чужих ошибках не могли, так как были первыми в России. Но обещают исправиться и в следующий раз сделать лучше — «дело продолжается». Осталось лишь убедить в этом разочарованных российских покупателей. 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться