Читать про себя

Лидия Назарова Forbes Contributor
Почему в литературе мало героинь, похожих на нас

Женщин с деловой хваткой в русской литературе вспомнить можно, но их на удивление мало: Вера Павловна со своей швейной мастерской у Чернышевского, судовладелица Васса Железнова у Горького… Казалось бы, сейчас, когда среди собственников и топ-менеджеров женщин становится все больше, новая ролевая модель должна появиться и в литературе. Но не тут-то было. «Современная русская литература вообще не занимается этим вопросом, — с некоторой досадой в голосе говорит Ирина Прохорова, главный редактор журнала «Новое литературное обозрение» и владелица одноименного издательства. — Образ деловой женщины, описание делового мира отсутствуют в художественных произведениях. Новый опыт приобретен, роль женщины изменилась, а мы как будто остались в советском пространстве, понимание приличных и неприличных профессий у нас еще советское». Сфера бизнеса в литературе табуируется; описывая деловой мир, авторы чаще всего ерничают. Во многом это связано с нашей консервативностью, считает Прохорова.

Жизнь изменилась, а стереотипы сохранились. Считается, что если женщина занимается бизнесом, то она непременно одинокая и ущербная. Полноценная же сидит дома с детьми. Тот факт, что можно успешно совмещать работу и семью, игнорируется. Руководитель библиотеки Московской школы управления Сколково Хелен Эдвардс, ранее возглавлявшая информационный департамент Лондонской школы бизнеса, отмечает, что не только в России большинство литературных героинь от бизнеса одиноки, а «классический сюжет строится на служебных романах».

Читательницам, состоявшимся в бизнесе, это тоже не нравится. Надежда Лупанова, учредитель компании «Элком», производителя промышленных электродвигателей, возмущается: «Почему личная жизнь успешных в карьере героинь от раза к разу претерпевает катастрофу? Мне было бы интересно проследить за судьбой женщины, которая, владея бизнес-империей, успешно сохраняла бы отношения и десять, и двадцать лет».

Еще один литературный стереотип: не от хорошей жизни женщина занимается бизнесом. Так, война, бедственное положение семьи заставляют героиню «Унесенных ветром» Скарлетт О’Хара стать управляющей лесопилкой. Или героиню-домохозяйку бросает муж, и после многих лет кухонного рабства она вынуждена пробиваться в жизни сама. «Истории этих книг слишком утопичны и не имеют ничего общего с реальной жизнью», — говорит Хелен Эдвардс. «Я вот нигде себя не узнаю, и мои коллеги не узнают», — подтверждает и Ирина Прохорова.

Вот несколько книг, где шансы узнать себя в деловой героине достаточно высоки, а описания бизнеса приближены к реальности.

Айн Рэнд

Атлант расправил плечи

Правящим режимом в США, как и во всем мире, становится социализм. Начинаются гонения на бизнес, свободный рынок заменяет плановая экономика. Вице-президент железнодорожной компании Дэгни Таггарт мужественно борется за сохранение бизнеса и страны. Она уверена, что «наиглавнейшей обязанностью человека является обязанность действовать».

Lucy Kellaway

Office Hours

Обе героини Office Hours работают в головном офисе международной компании в Лондоне. Обе пытаются найти свою любовь на работе. Автор, 25 лет проработавшая в Financial Times и прекрасно знающая жизнь крупных корпораций, описывает психологические проблемы, с которыми неизбежно сталкивается женщина, управляя сотрудниками-мужчинами. Это и одиночество, и чувство неравенства, и переживания по поводу внешнего вида.

Фридрих Дюрренматт

Визит старой дамы

История о жестокой мести и о том, как формируются финансовые кризисы. Пожилая миллиардерша Клара Цаханасян возвращается в захолустный городок Гюллен, который покинула в юности. Цель одна — отомстить человеку, когда-то обесчестившему ее. Она предлагает городу миллиард, который можно разделить на всех, при условии, что Альфреда Илла убьют. Жители города искренне возмущены. Но в ожидании, что рано или поздно убийство произойдет, они позволяют себе вовсю пользоваться кредитом. Постепенно город-банкрот переходит в руки Клары.

Максим Горький

Васса Железнова

Судовладелица Васса Железнова крепкой рукой рулит бизнесом, но дома у нее не все гладко. Дети — неудачники, брат пьет, а беспутного мужа приходится отравить, чтобы сберечь честь семьи после того, как он совратил несовершеннолетнюю. Когда сын Вассы Федор умирает, за внуком, которому героиня собиралась передать семейное дело, приезжает мать-революционерка. Рашель под стать Вассе — такая же цельная и сильная натура, но они непримиримые враги.

Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов

Сослуживцы

Пьеса, по которой снят «Служебный роман». Директор статистического учреждения Калугина — воплощение советского стереотипа «женщина-руководитель». Ей еще нет сорока, но коллеги за глаза зовут ее «старой мымрой». Ни стиля, ни косметики, ни личной жизни. Она допоздна сидит на работе, чтобы избежать одиночества в пустой квартире. Вечная история: в фильме-ремейке 2011 года Калугина — хозяйка рейтингового агентства, а финансовый аналитик Новосельцев — типичный представитель офисного планктона.

Эллисон Пирсон

И как ей это удается?

Старший фондовый менеджер и мать двоих детей Кейт Редди пытается сохранять баланс между работой и личной жизнью и постоянно борется с чувством вины и неодобрением окружающих. Книга стала бестселлером в США и Великобритании.

Софи Кинселла

Богиня на кухне

Саманта, младший партнер крупной юридической фирмы, привыкла быстро читать, быстро соображать и даже быстро заниматься сексом. Она мечтает стать партнером. Но неожиданная ошибка ставит крест на ее карьере. Устроившись работать экономкой, она вдруг открывает в себе новые таланты. Когда коллеги зовут ее обратно, решение о возвращении к прежней жизни дается непросто.

Барбара Тейлор Брэдфорд

Состоятельная женщина

В серии книг про Эмму Харт речь идет о том, как благодаря уму и упорству девушка из бедной семьи становится главой фантастически богатой корпорации. Спустя более полувека успешного правления Эмма намеревается передать «Харт Энтерпрайзис» внучке Поле. Члены семьи недовольны ее решением.

Louise Bagshawe

Glamour

Обычный на первый взгляд женский роман. Три подруги детства, пережив семейные трагедии, открывают в Лос-Анджелесе модный магазин Glamour, из которого вырастает международная розничная сеть. Английская писательница подробно рассказывает о том, как одна из героинь сделала головокружительную карьеру в крупной корпорации (можно почерпнуть кучу идей, как управлять персоналом), и об оригинальных решениях, сделавших магазин культовым. Совместный бизнес чуть не стоил им дружбы, но, естественно, все кончается хорошо.

Новости партнеров