К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Искусство отказа: как не бояться менять планы

Фото Simon Dawson / Bloomberg via Getty Images
Фото Simon Dawson / Bloomberg via Getty Images
Пять советов профессора Уортона Адама Гранта из книги «Брать или отдавать? Новый взгляд на психологию отношений»

Когда решение, которое мы принимаем, не ведет к поставленной цели, нам трудно признать свою ошибку и вовремя отказаться от задуманного. С чем связано это внутреннее сопротивление и как не бояться менять свои планы? Вот несколько советов из книги Адама Гранта, профессора Уортонской школы бизнеса, «Брать или отдавать? Новый взгляд на психологию отношений». 

1. Осознать эмоциональную привязанность

Все мы попадали в ситуацию нескончаемого ожидания столика в ресторане, когда нет и намека на то, что место освободится. Вероятно, правильнее было бы уйти, но потраченные сорок минут заставляют держаться решения поужинать именно здесь. 

 

Другой пример – вы наняли сотрудника, который показался вам перспективным. Однако после нескольких месяцев  работы и тренингов, которые были организованы ему в помощь, он не радует результатами. Вы переводите его на другую позицию, где, как вам кажется, его способности и навыки будет применимы, и он снова оказывается неэффективным.

Истории с рестораном и неподходящим сотрудником — классические иллюстрации капкана, который эксперт в области организационного поведения Барри Стью назвал «эмоциональной привязанностью, препятствующей разумному действию». Даже если промедление грозит нам большими потерями, мы настаиваем на своем решении. Хорошо, если приходится расплачиваться за упорное нежелание признать неправоту потерей времени в ресторане. Порой эта ловушка ведет к значительно более существенным уронам.

 

Компания Polaroid стояла у руля разработок цифровых камер в начале 80-ых прошлого века. Однако топ-менеджмент был так увлечен стратегией выпуска пленки для фотоаппаратов, — предполагалось продавать ее массово, как станки для бритья, — что идея работы над проектировкой революционно новой камеры не имела продолжения. В результате первая цифровая камера Polaroid появилась лишь 1996 году, на четыре года позже своих конкурентов, которые уже вывели на рынок аналогичный продукт. Так неспособность расстаться с идеей, нежизнеспособной, как было понятно уже в процессе ее реализации, привела компанию к банкротству.

quote_block node/78533Для того, чтобы вовремя препятствовать опасной зависимости, необходимо осознавать причины, этот процесс вызывающие. Многих не может остановить привычка перфекциониста во что бы то ни стало доделывать начатое до конца. Внутренним мотиватором оказывается и наше эго. Мы боимся показаться неудачниками в чьих глазах (включая свои собственные). Поэтому нам кажется, стоит потратить на неэффективного сотрудника чуть больше времени, и все увидят: нанять его было правильным решением. Экономистам хорошо известно, что мы иррациональным образом привязываемся к тем ресурсам — энергии, времени, деньгам, — которые уже инвестировали. 

Наблюдая за играми в баскетбольной лиге НБА, Барри Стью с коллегами обнаружили, что те игроки, кто был отобран для игры первыми, получали больше времени на поле и их реже заменяли вне зависимости от результативности в защите или нападении. Когда менеджеры ставили на успех именно этих игроков, им оказывалось эмоционально тяжелее менять свое решение. Как этого не допускать?

 

2. Разделять тех, кто принимает решение и его реализует

Как только вы приняли решение отправиться в этот ресторан или принять на работу сотрудника, вы теряете нейтральную позицию и подсознательно настроены на то, чтобы продолжать действия. Исследование Барри Стью, Cигала Барсаде и Kеннета Копута, проводившееся в банках Калифорнии, показало: менеджеры, которые принимали решение о выдаче кредитов, продолжали поддерживать своих клиентов, у которых возникали проблемы с возвращением долгов.

У новых сотрудников не было необходимости защищать свое эго, так как они не несли ответственности за решение работать с клиентами. В результате они смотрели на ситуацию более рационально и прекращали кредитование, невыгодное для банка.

3. Формировать ответственность за все этапы проекта, а не только за результат

Многие лидеры полагают, что их работники ответственны лишь за конечный результат. В этом случае команда получает от менеджмента свободу выбирать те или иные стратегии, реализация которых не подвергается контролю. В отсутствии взгляда со стороны сотрудники часто теряют полный обзор ситуации, заостряют внимание на мелочах и начинают принимать неверные решения. И даже если они это осознают, то решают, что успешный результат спишет все промахи, которые были допущены на пути.

 

Исследования показывают, что поддержание тесной связи с подчиненными на всем протяжении реализации проекта, постоянный диалог, в котором все ответственные стороны объясняют целесообразность своих решений, позволяет избежать многих ошибок. Задействованные в проекте сотрудники начинают проводить более тщательный и вдумчивый анализ всех возможных действий и их последствий.

4. Быть осторожными с поощрениями и комплиментами

Когда вы сообщаете людям, что высоко цените их профессиональные навыки и знания, это может привести к двум вариантам развития событий. С одной стороны, это позволяет им ощутить, что они отлично со всем справляются. Тем самым ослабляется бессознательное желание самоутверждения и формируется более спокойное отношение к возможной ошибке. С другой, это может только укрепить веру в то, что на ошибку они отныне просто не имеют права. Как здесь быть? Эксперимент Дэниэля Молдена, Адама Галински и Гильяма Ку позволяет утверждать, что многое зависит от того, как именно мы делаем комплименты и какие качества людей отмечаем.

Сотрудники, которые поощрялись за выбранный ими план действий, на 40% чаще оказывались неспособны вовремя менять свои ошибочные решения по сравнению с теми, кто не получал в свой адрес никаких лестных слов о способностях к стратегическому мышлению. С другой стороны, тот кто был поощряем менеджментом за креативность и творческий подход, напрямую не связанной с текущими задачами, на 40% реже демонстрировали «эмоциональное погружение» в бизнес-план, который откровенно не работает. Эти люди начинали чувствовать себя уверенно в другой области, поражение не воспринималось ими так болезненно, и они с большей готовностью признавали свою ошибку. Таким образом, если вы хотите мотивировать и отметить сильные стороны своих сотрудников, выбирайте те участки деятельности, за которые человек в данный момент не несет ответственности.

 

5. Думать об интересах других

Как только мы понимаем, что последствия нашего решения грозят делу полным фиаско, мы начинаем беспокоиться о себе и своей репутации. Однако если мы находим внутренние силы осознать, чем это может обернуться для других людей, то начинаем действовать более взвешенно и рационально.

В документальной книге Кэрол Теврис и Эллиота Аронсона «Ошибки, которые были допущены, (но не мной)» показано, как офицеры полиции и прокурор не приняли во внимание новую улику в виде ДНК, доказывавшую невиновность осужденных людей. Рассмотреть эти улики, заново открыв дело, означало признать свою неправоту. Конечно, больно обернуться назад и осознать, что пострадали невиновные люди. Однако если бы в этот момент служители Фемиды поставили себя на место осужденных и их близких и представили, какое облегчение могло бы им принести новое расследование с восстановлением справедливости, они были бы более открыты тому, чтобы признать свою ошибку.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+