Forbes
$63.72
70.98
DJIA17694.68
NASD4779.25
RTS931.35
ММВБ1888.15
Джоанна Мюллер Джоанна Мюллер
редактор Forbes USA 
Поделиться
0
0

За рулем GM: как Мэри Барра стала самой влиятельной женщиной в автопроме

За рулем GM: как Мэри Барра стала самой влиятельной женщиной в автопроме
фото ИТАР-ТАСС
Первая в истории женщина во главе GM Мэри Барра пробилась в элитный мужской «автоклуб» Детройта. Сможет ли она наладить дела компании?

Мэри Барра, мать двоих детей и первая женщина на посту генерального директора концерна General Motors, молча выслушивала десятерых родителей. Некоторые читали заранее написанные речи, другие говорили без подготовки. Один отец расстегнул рубашку — под ней на футболке было изображено лицо его дочери. Выступавшие были незнакомы друг с другом, но их связывало трагическое событие: дорогие им люди погибли в автомобилях производства GM.

19-летняя дочь Рене Тротвайн Сара успела окончить всего лишь один семестр в университете своей мечты. Ее Chevrolet Cobalt 2005 года выпуска врезался в дерево, подушка безопасности не раскрылась. 18-летняя Наташа, дочь Дага Уайджела, погибла в штате Висконсин: Cobalt того же года выпуска, за рулем которого она находилась, упал в канаву. В той же аварии погибла 15-летняя дочь Рэндала Рейдмейкера Эми. Сын Сьюзан Хэйз, 23-летний Райан Куигли погиб в штате Нью-Йорк — его Cobalt 2007 года выпуска перевернулся и упал в ручей.

Истории до ужаса похожи друг на друга: молодые водители потеряли контроль над автомобилем, подушки безопасности не раскрылись, ключи в замке зажигания находились в одном и том же положении — и все были за рулем Cobalt, выпущенных с 2005 по 2007 год.

«Мне так жаль, так жаль», — вытирая слезы, повторяла Барра в течение почти двухчасового собрания в вашингтонском офисе General Motors.

На следующий день, 1 апреля, ей предстояло выступить на заседании подкомитета в Конгрессе, который расследует, почему компании потребовались годы, чтобы отозвать бракованную модель Cobalt и другие автомобили, двигатель которых выключался из-за дефектов в замке зажигания. Топ-менеджер встретилась с семьями по просьбе адвоката Роберта Хиллиарда.

«Я поставила себя на их место и поняла, что они заслуживают того, чтобы быть услышанными, — говорила Барра в интервью Forbes в мае этого года, за несколько дней до того, как компания должна была опубликовать доклад о причинах серии ДТП. — Этим людям было очень тяжело, и, думаю, им нужно было знать, что нам в General Motors это тоже не безразлично, что мы разделяем их боль».

Cемьи хотели, чтобы статистика не была обезличенной: в 31 аварии погибли полтора десятка водителей и пассажиров. А Барра хотела представить новое лицо GM — компании, которая за последние пять лет утратила репутацию из-за низкого качества производства и злоупотреблений среди руководства, не говоря уже о позорном банкротстве, стоившем американским налогоплательщикам $50 млрд.

Восстание машин

Управлять General Motors сейчас нелегко. Это историческое достижение — быть первой женщиной на посту гендиректора в отрасли, где традиционно заправляют мужчины. Карьерный успех принес 52-летней Барра седьмое место в недавнем рейтинге самых влиятельных женщин мира по версии Forbes. Но вместо того, чтобы праздновать победу, она стала разгребать последствия катастрофы. Барра узнала о скандале, связанном с дефектом зажигания, 31 января, спустя всего две недели после своего назначения на пост CEO. О первоначальном отзыве 700 000 автомобилей было объявлено 7 февраля. После этого список проблемных машин еще дважды увеличивался, достигнув 2,4 млн. А всего в рамках затеянной новым руководителем чистки General Motors отозвала 13,6 млн автомобилей — по разным причинам от неисправных задних фар до возможных дефектов ремней безопасности — и параллельно ужесточила контроль безопасности.

Этот кризис — неожиданная для Барра проверка квалификации.

Сможет ли ветеран компании с 33-летним стажем изменить культуру такой огромной организации, как General Motors, к тому же сменившей пять гендиректоров за последние шесть лет?

Барра прикладывает все усилия, чтобы выкарабкаться из кризиса. Она наняла независимого адвоката Антона Валукаса для проведения внутреннего расследования и сменила вице-президента по вопросам международной безопасности транспортных средств — эту должность занял Джефф Бойер. Признав как гражданские, так и юридические обязательства General Motors перед пострадавшими, гендиректор пригласила юриста Кеннета Файнберга, который вел дела семей жертв терактов 11 сентября и пострадавших от урагана Катрина.

На удивление быстро, 16 мая, Барра согласовала с федеральными регуляторами выплату рекордно высокого штрафа — $35 млн, что по законодательству является максимальной суммой, и обязалась ежемесячно предоставлять отчеты о процессах контроля безопасности. Итоги внутреннего расследования GM должны быть раскрыты в ближайшее время.

В совете директоров антикризисным планом Барра пока довольны. «Со временем мы становимся все более уверены в ней. Мэри справилась со всеми ситуациями: при даче показаний Конгрессу, на встречах со СМИ, — рассказал Forbes председатель совета директоров Тим Солсо. — Она проделала потрясающую работу, и совет это ценит».

Жизнь за рулем

Параллельно Барра старается жить обычной жизнью. Она носит фитнес-браслет Fitbit, хотя у нее не всегда получается пройти 10 000 шагов за день. Глава GM признается, что не увлекается спортом («Это было бы оскорблением спорту», — отшучивается она.) и большую часть свободного времени проводит на трибунах, наблюдая за игрой дочери в лакросс и сына в футбол. И да, она очень расстроилась, когда из-за командировки не смогла попасть на школьный бал сына.

«Мои дети однажды сказали мне, что главная моя работа — это работа мамы, и именно за нее они с меня будут спрашивать», — говорит гендиректор GM.

И все же пока Барра полностью сосредоточена на управлении крупнейшей американской компанией по производству автомобилей. У которой, надо отдать ей должное, есть и ряд достижений. General Motors производит лучшие за всю свою историю автомобили. Компания получила серию наград от журнала Consumer Reports, от Страхового института дорожной безопасности и другие премии. Четыре американских бренда GM — Chevrolet, Buick, GMC и Cadillac — занимают, по данным автодилеров, самые высокие места в рейтингах покупателей. В прошлом году компания продала 9,7 млн автомобилей по всему миру, получив $3,8 млрд чистой прибыли при выручке $155,4 млрд. Прибыль до уплаты налогов и процентов составила $8,6 млрд, или 5,5% от выручки (по сравнению с 5,2% за 2012 год). Запуск моделей, таких как обновленный Cadillac Escalade и пикап Chevy Colorado, призваны еще больше укрепить арсенал Барра, которая остается оптимистом.

«С точки зрения производства у нас все в порядке, но придется еще поработать над восстановлением репутации компании, — говорит она. — На это уйдет какое-то время».

Поскольку расходы, связанные со скандалом вокруг дефекта зажигания, растут — отзывы, иски и возможные штрафы могут обнулить прогнозируемую на 2014 год прибыль в $5 млрд, риск очевиден. Для того чтобы GM смогла пережить нелегкое время и успешно развиваться в дальнейшем, Барра должна сделать все, чтобы ее «новая» компания наконец вышла из тени «старой» предшественницы. И сделать это как можно быстрее.

Страницы123
Поделиться
0
0
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое
Рамблер/Новости
Опрос
Что для вас лично является одной из главных актуальных тем современности?
Проголосовало 9556 человек

Forbes сегодня

29 июня, среда
Forbes 07/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.