Своя игра: как открыть психологическое агентство | Forbes.ru
$59.03
69.61
ММВБ2131.91
BRENT62.74
RTS1132.45
GOLD1292.57

Своя игра: как открыть психологическое агентство

читайте также
+740 просмотров за суткиДоверительное управление: как в России работает антидопинговая система и сколько это стоит +275 просмотров за суткиВа-банк: изучен гендерный состав правлений в российском банковском секторе +292 просмотров за сутки«Когда ты директор, тебе платят за решение проблем». 10 правил карьеры уполномоченного директора Boiron +244 просмотров за суткиСоциальная отвественность: как фемтех стартап привлек $6 млн и помогает женщинам в Индии +295 просмотров за суткиРуки-ножницы: как создать салон красоты с прибылью на 30% выше, чем у традиционных сетей +309 просмотров за суткиБыстрый старт: самые молодые среди самых влиятельных женщин мира — 2017. Рейтинг Forbes +76 просмотров за суткиЧестная сделка. Кому Михаил Прохоров продает акции Brooklyn Nets +44 просмотров за суткиСамые дорогие бренды спортивных компаний 2017. Рейтинг Forbes +151 просмотров за суткиМаргарита Былинина: «Личный бренд — это искусство делать крутые проекты» +72 просмотров за суткиПравильный ответ: как женщинам-предпринимателям побороть гендерную предвзятость инвесторов +346 просмотров за сутки«Бегите к тому, кто громче кричит»: 6 правил из общения с детьми, которые пригодятся в бизнесе, от директора по маркетингу IMAX +165 просмотров за суткиПутешествия мечты: как превратить хобби в социальный бизнес-проект, если ты на инвалидной коляске +18 просмотров за суткиЛучшее предложение: сколько футбольные клубы могут заработать в Лиге чемпионов +125 просмотров за суткиОбгон разрешен: почему Даниила Квята выгнали из «Формулы-1» +28 просмотров за суткиСамые ценные бренды спортивных событий 2017. Рейтинг Forbes +6 просмотров за суткиПравильные пчелы: как из хиппи превратиться во владельца многомиллионного бизнеса и помочь национальным паркам +20 просмотров за суткиРабочие амбиции: как Дайана Хендрикс прошла путь от беременного подростка до предпринимателя-миллиардера +182 просмотров за суткиНедетские игры в «АндерСоне»: как реагировать на постоянные проверки надзорных органов +238 просмотров за суткиБольше, чем фитнес: 20 бизнес-ошибок от владелицы велнес-клуба в Сочи +226 просмотров за суткиЖенщин обижать не рекомендуется: как одна сексистская фраза погубила мужскую карьеру +14 просмотров за сутки«Мы решили работать только с известными и качественными брендами». Бизнес-истории из книги Марии Шараповой

Своя игра: как открыть психологическое агентство

фото ИТАР-ТАСС
Агентство баскетболистки Ирины Рюхиной заняло свободную нишу: спортивных психологов в России очень мало

Ирина Рюхина увлеклась баскетболом в 10 лет. Стала мастером спорта международного класса, двукратной чемпионкой Европы среди молодежи, игроком российской сборной. В 2010 году 24-летней баскетболистке пришлось завершить карьеру: травмы спины (грыжи позвоночника) мешали играть на прежнем уровне.

Попрощавшись со спортом, Ирина задумалась о новой работе. Поначалу занялась маркетингом. По знакомству устроилась в агентство «Центр спонсорских программ», где ей предложили развивать спортивное направление. Расширив круг общения, Ирина познакомилась со спортивными психологами. В Петербурге на тот момент работало несколько специалистов, но объединенной ассоциации не было. Рюхина решила занять эту нишу.

 

«У меня совершенно не было страхов начинать бизнес, — вспоминает спортсменка, — я была на 100% уверена в успехе!»

Так в 2010 году буквально за месяц Ирина зарегистрировала компанию ООО «АСП» (Агентство спортивной психологии). 

Ей очень помогло давнее знакомство с легендарным спортивным психологом Геннадием Дмитриевичем Горбуновым. Ирина сходила к нему на прием (в том числе и для того, чтобы решить свои психологические проблемы в связи с резким завершением баскетбольной карьеры), поделилась идеей. Горбунов отнесся к ней поначалу скептически («предупредил, что идея провальная»), но все же решил поддержать. Именно он помог Ирине набрать в штат первых специалистов.  

«В России к психологам относятся с опаской, считается, что они не особо нужны спортсменам, — рассказывает Рюхина. — А в Америке и Китае они давно уже не экзотика и обычно введены в тренерский штаб». Ирина решила использовать западный опыт и полетела в США — посмотреть, как устроено известное агентство Association for Applied Sport Psychology. В России спортивная психология строится на теории, а у американцев она позаимствовала нацеленность на практику: психологи не читают спортсменам лекций, а выполняют с ними упражнения прямо на тренировках.

На начальном этапе Рюхина вложила в бизнес (аренда помещения, зарплата психологов) 500 000 рублей собственных сбережений. Ездила по спортивным школам, предлагала бесплатные мастер-классы. Через спорткомитет Петербурга договорилась об электронных рассылках — оповещениях о мастер-классах во все спортивные организации города. 

Первыми откликнулись родители теннисистов. Тренинг для учеников провел Горбунов. Дальше подтянулись пловцы, каратисты. Сейчас список расширился, в него уже входят парусный спорт, футбол, хоккей, баскетбол, легкая атлетика, бальные танцы и даже шахматы.

На одном языке

Большая часть клиентов — молодые спортсмены, которые имеют, к примеру, конфликты с тренером и партнерами по команде, испытывают тревогу и страх на соревнованиях, тяжело переживают поражения. Случается, что помощь просят и опытные спортсмены, которых в свое время не научили, как настроиться на игру или не перегореть перед соревнованиями.

«Изначально я ориентировалась на сборные, но сталкивалась с непониманием: «А что вы можете дать?» Тренеры и спортсмены воспринимают психологов как вроде бы что-то нужное, но с неясным эффектом. Главная трудность на старте была в том, чтобы донести информацию». Чтобы делать это профессионально, Ирина выучилась на спортивного психолога в СПбГУ.

 

В агентство обращаются в среднем 150 спортсменов в год.

Встречи проходят в спортивном комплексе «Юбилейный», именно там расположен офис «АСП». Одному спортсмену требуется около пяти консультаций. Первая консультация стоит 2000 рублей, последующие — 1500. Для тех, кто занимается спортом первый год, ценник ниже — 1000 рублей за прием. Индивидуальные консультации приносят Рюхиной около 100 000 рублей в месяц.

В штате «АСП» семь психологов. У каждого свое направление: кто-то лучше работает с мотивацией, кто-то — с тревожностью, концентрацией или с волевыми качествами. Специалисты получают 25% от стоимости консультации. Первые два года агентство ничего не зарабатывало, и Ирине приходилось постоянно вкладывать деньги (всего 1 млн рублей). С третьего года вложения стали окупаться.

Конек Рюхиной — игровые виды спорта, ее основная задача —  работа с начинающими футболистами из академии «Зенит» и хоккеистами из клуба «Серебряные львы». В «Зените» Ирине дали карт-бланш: она сама формирует темы занятий, придумывает упражнения. Целый год Ирина потратила только на изучение тактики игры, посещала практически все матчи. Сейчас она каждый день встречается с одной-двумя группами (от 7 до 17 лет), чаще всего прямо во время тренировок, на поле. Ирина делит игроков по амплуа: на одной неделе  работает с нападающими, на другой — с защитниками, полузащитниками, вратарями.

«Есть распространенные темы в общей психологии: сплочение, управление эмоциями, концентрация. Все упражнения прописаны, моя задача  — адаптировать их под спорт. Вот, к примеру, задача на сплочение: за каждую хорошую передачу футболисты должны похвалить друг друга. Кого сколько похвалили — тот столько раз может пробить пенальти в конце тренировки».

Когда Ирина только начинала работать с футболистами, ей казалось, что чем больше она будет рассказывать про своей собственный спортивный опыт, тем быстрее найдет с ними общий язык. Все оказалось иначе: подростки были нацелены на свой результат, а достижения баскетболистки воспринимали как самопиар. Ирина пересмотрела тактику, и заинтересованных стало больше. А за ними тянутся и остальные — те, кто поначалу не доверял, сопротивлялся.

 

Эффективнее рассказов о былых достижениях оказался «спортивный язык».

Ирина использует привычную для ребят терминологию: «обострить», «скрытая резкая передача». Спортивному языку не учат в СПбГУ. Это уже собственный опыт Ирины — в новую профессию она принесла багаж, накопленный в спорте.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться