Forbes
$65.94
73.26
DJIA17873.22
NASD4933.50
RTS917.52
ММВБ1927.58
Оксана Бугрименко Оксана Бугрименко
редактор Forbes 
Поделиться
0
0

Танцы со звездами: что помогло добиться успеха балету Todes

Танцы со звездами: что помогло добиться успеха балету Todes
фото Иван Куринной
Алла Духова, хореограф, основатель и художественный руководитель балета Todes, а также сети собственных школ-студий и Театра танца, рассказала Forbes Woman, почему не любит слово «бизнес»

Алла Духова родилась в 1966 году. В 17 лет собрала в Риге свой первый коллектив «Эксперимент». Основой постановок стала современная хореография западных школ. Балет Todes был основан в 1987 году, когда к «Эксперименту» присоединились танцоры брейк-данса из Санкт-Петербурга. Todes работал со многими звездами российского шоу-бизнеса (Ротару, Леонтьевым, Меладзе, Орбакайте, Пресняковым, Пугачевой), выступал на одной сцене с Майклом Джексоном. Самостоятельные выступления Todes начались с 1997 года. Большую часть времени балет гастролирует по стране и за рубежом. 

28 апреля 2014 года в Москве открылся Театр танца Аллы Духовой Todes. В его репертуаре спектакли и для взрослых, и для детей: сейчас это программа Attention и сказка «Волшебная планета Todes», где Духова выступает продюсером, автором сценария, режиссером и балетмейстером. 

У Аллы Духовой два сына от двух браков: Владимиру 19 лет, он получает режиссерское образование в New York Film Academy, Константину — 12, он учится в школе и танцует в студии Todes.

О бизнесе и творчестве Алла рассказала в интервью Forbes Woman.

О цирке и танцах

Как вы начали заниматься танцами?

Алла Духова: В детстве я любила наряжаться в мамины юбки и танцевать перед зеркалом. Но меня отдали учиться игре на фортепиано. После своего урока я наблюдала за занятиями в зале хореографии, потом приходила домой и повторяла. Через месяц таких наблюдений я заявила маме, что все-таки хочу танцевать, и оказалась в коллективе народного танца. Спустя полгода мне уже поручили сольную партию и перевели в старшую группу — я была довольно рослая и в свои 11 лет выглядела почти на 14.

А когда я училась в десятом классе, в Ригу приехала работать цирковая программа «Слоны и танцовщицы». Я подружилась с дочерью руководителя, и меня пригласили в балет этого аттракциона. Но цирковая карьера не задалась. Месяц меня вводили в программу, я вышла на спектакль, а на следующий день сломала ногу. Перелом был сложный, и все это пришлось оставить.

То есть вы могли стать цирковой артисткой?

А. Д.: Да, могла. А так я вернулась в Ригу, там был год хождения по мукам, потому что из-за этой истории я не успела поступить в Ленинградский институт культуры, как собиралась. Нужно было работать, и где я только не работала! В торговле не получилось: у меня все время были недостачи. После этого работала в отделе снабжения, с родителями. Но хотелось больше денег, так что устроилась еще и дворником. А летом поехала в пионерский лагерь педагогом по самодеятельности. После этого начальник лагеря пригласил меня работать в свой дворец культуры. Так что по утрам я продолжала работать дворником, потом бежала в отдел снабжения, а вечером приезжала в ДК: там я собрала группу из своих подружек, тоже увлеченных танцами. Мы сразу заняли первое место на городском конкурсе в Риге, и нас пригласили на самую модную дискотеку города.

В каком стиле вы выступали, если учились народным танцам?

А. Д.: Я всегда тяготела к современной хореографии. Мы во все глаза смотрели записи Майкла Джексона, Мадонны. Тогда такому нигде не учили — все, что увидели, мы повторяли как обезьянки. Началась мода на брейк-данс, и на одном из фестивалей мы познакомились с ребятами-брейкерами из Питера. Нас заметил один продюсер и предложил работать профессионально, соединив два коллектива: наш девичий джаз-модерн и мальчишеский брейк. Меня коллегиально выбрали художественным руководителем, потому что я ставила программы и выглядела взрослее всех, хотя мне не было и двадцати.

Откуда взялось название Todes?

А. Д.: Это было название питерцев. Они не знали, что оно значит, просто звучное слово. На самом деле это элемент фигурного катания. Но мы хотели новое имя. Уже нужно было печатать афиши, и директор филармонии разозлился: «Вы месяц не можете принять решение! Тоже мне — сходятся группы Beatles и Queen, никак не договорятся! Будете Todes, и все». Так с его легкой руки название и осталось.

Оказалось счастливым?

А. Д.: Становление было тяжелым. Поначалу брейк был в моде, мы собирали полные залы. Но потом не нашли общего языка с дирекцией филармонии, и пришлось уйти в никуда. Нас приютили в подмосковном общежитии, в гнезде люберецкого движения. С «люберами» мы умудрились подружиться, несмотря на «стилевые различия». Жили в одной комнате, спали на матрасах, на 14 человек было 3 рубля на неделю. Но нам везло на хороших людей. Один директор из Риги вывез нас на гастроли в Кузбасс с большой программой, там нас приметила София Ротару и предложила работу. Мы с удовольствием работали с ней года четыре. Потом пять лет — с Валерием Леонтьевым. А когда коллективу исполнилось 10 лет, благодаря президенту культурного фонда «Артэс» Александру Достману мы сделали сольную программу в концертном зале «Россия». Это показали по телевидению, и нас стали приглашать работать самостоятельно. С тех пор мы с аншлагами гастролируем по стране и по миру. Только в Москве выступаем редко. Сейчас, с появлением театра, будем здесь постоянно.

Школа-студия балета Todes

 

Алла Духова создала авторскую методику обучения танцам, охватывающую все стили современной хореографии. В 1998 году открыла первую школу-студию балета в Москве. Сейчас таких школ-студий 89. Из них 42 в Москве и Подмосковье (общее количество учеников в них — 9000), 11 — в странах ближнего зарубежья (Латвии, Литве, Эстонии, на Украине). Среднее число учащихся в одной студии — 200 человек (от 15 до 25 человек в группе). Руководящий штат: директор, 2 администратора, 4–6 педагогов. Студии открываются напрямую, без продажи франшизы. Все помещения студий, как и помещение театра, арендуются. Существуют группы для взрослых и детей (набор с 4 лет), принимаются все желающие. Педагоги школы — бывшие или действующие артисты балета Todes, которые прошли специальный курс подготовки и ежегодно посещают мастер-классы в Москве и за рубежом. Дважды в год ученики студий выступают на отчетных концертах. Четыре раза в год группы из разных городов и стран встречаются на фестивалях танца Todes (в апрельском фестивале в Воронеже участвовало 2500 человек). Устраиваются летние танцевальные лагеря в Болгарии, Турции, Италии, России, на Украине. Стоимость обучения в Москве — 6500 рублей в месяц (12 занятий, каждое длится 1 час 15 минут). Стоимость занятий в регионах разная. Есть бесплатные группы для детей из малоимущих семей или одаренных детей.

 

А гастроли?

А. Д.: В труппе 150 человек. Один состав гастрольный, другой основной — они работают параллельно. Я выезжаю сейчас только на крупные гастроли или на постановку новых номеров. «Дочищают» это до блеска уже мои педагоги-репетиторы.

О необходимости школы

Как возникла мысль о собственной школе?

А. Д.: Когда Todes стал востребован, труппу надо было увеличивать. Но современной хореографии в то время нигде не учили. К нам приходили из балета, из художественной гимнастики, из спорта, из народных коллективов. И мы много времени тратили на обучение нашему стилю. Я поняла, что, если не открыть свою школу, такие сложности будут постоянно.

Мы решили растить смену с детских лет. Поскольку для нас родными были три города — Москва, Рига и Санкт-Петербург, именно там мы и открыли первые студии. Студию в Риге возглавила моя младшая сестра Дина, которая танцевала в первом составе Todes, студию в Питере предложил открыть наш танцовщик, который уходил из коллектива в силу возраста и был родом из этого города.

Детей мы берем разных возрастов начиная с четырех лет: они адаптируются в этой среде, и потом с ними легче работать. А вообще ничто не развивает тело — и мужское, и женское — лучше, чем хореография. Здесь и координация, и пресс, и поддержки. То есть те, кому скучно просто бегать и прыгать, могут прийти в такую школу-студию. Мы берем всех ребят, с любой фигурой и данными, потом распределяем по разным уровням. И родители нам благодарны за то, что мы забираем детей с улиц, что особенно актуально в переходном возрасте, когда на них вдруг обрушивается любовь и гормоны.

Кстати, многие мамы, приведя к нам своих детей, тоже увлеклись танцами. И теперь уже повсеместно мы набираем группы не только детей, но и взрослых.

Сеть школ — это была бизнес-интуиция или бизнес-план? 

А. Д.: Слово «бизнес» мне не нравится. Мы его никак не выстраивали, понимаете? У нас не было ни одного специально придуманного хода, чтобы эту сеть расширить. Каждую новую студию в новом городе мы открывали «по просьбам трудящихся»: нам настойчиво звонили. Потом стали звонить из районов Москвы: «постоянные пробки, сложно добираться». И эти просьбы не прекращаются. Я говорю: дайте мне накопить ресурс, мы не можем открыть школу, если нет хороших педагогов. Немного притормаживаю процесс. А то вместо 89 школ, как сейчас, было бы уже 200. Но подготовка педагогов — это огромные затраты сил, средств и времени. 

Как вы обучаете педагогов?

А. Д.: И я, и мои ребята ездим на зарубежные семинары, приглашаем на мастер-классы лучших хореографов мира. Но главное — за 27 лет существования Todes уже выработалась определенная методика, и я понимаю, чему надо учить. Правда, сейчас многие ищут ключ к успеху, и им кажется, что они могут сделать то же самое, но быстро. Я говорю: ребята, у вас есть 27 лет? Тогда вперед! Ничего не бывает просто так: нашел помещение, открыл школу, съездил на мастер-класс, и вот я тоже все умею, я великий хореограф… Я же наблюдаю, как это бывает.

Как рассчитывалось количество учащихся в студии, площадь помещения, штат? 

А. Д.: Мы учились в процессе работы. На опыте первых трех студий поняли, сколько народу можем принять. Все эти вещи приходят только с практикой. Нашим школам уже 15 лет. Естественно, за это время мы готовили педагогов, хореографов, менеджеров. Это огромная работа.

Страницы12
Поделиться
0
0
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое
Рамблер/Новости
Опрос
Беспокоит ли вас курс рубля?
Проголосовало 16460 человек
Forbes 06/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.