Колокольчики мои: можно ли построить бизнес на полевых цветах | Forbes.ru
$59.3
69.9
ММВБ2117.19
BRENT63.41
RTS1124.73
GOLD1250.05

Колокольчики мои: можно ли построить бизнес на полевых цветах

читайте также
+16866 просмотров за суткиДорого внимание: 10 универсальных подарков к Новому Году +98 просмотров за суткиУсы, лапы, хвост: как построить бизнес на отелях для животных +103 просмотров за суткиИдеи из воздуха. Выходцы из «Студии Артемия Лебедева» создали агентство веб-дизайна для онлайн-ретейлеров +44 просмотров за суткиТрадиции бизнеса. Почему деловой климат в России ухудшается +130 просмотров за суткиАнализируй это: пять проблем малого бизнеса, с которыми стоит разобраться немедленно +466 просмотров за суткиСила слова: как превратить недовольного клиента в преданного поклонника +102 просмотров за суткиНемецкий характер. Как глава люксовой марки Laurèl выстоял в тяжелые времена +352 просмотров за суткиЛестница успеха. Почему деньги не делают нас счастливыми +87 просмотров за суткиСмерть от порезов: ваш бизнес в Китае не выживет без связей и блата Выше рынка: айти-сектор и телекомы лучше реагируют на господдержку +18 просмотров за суткиБизнес здорового человека: соруководители Primer Capital знают, как заработать на биотехнологиях +31 просмотров за суткиДеньги на ветер. Как автоматизировать бизнес и не навредить ему +208 просмотров за суткиНевредные привычки: как оставаться здоровым, не выходя из офиса +566 просмотров за суткиПроблема на 100 млрд рублей: бизнес пожаловался Путину на Медведева из-за новых сборов +150 просмотров за суткиПчелка на миллиард: как Уитни Вульф Херд создала конкурента Tinder +9 просмотров за суткиБольшие надежды: пять принципов выживания ресторанного бизнеса +38 просмотров за суткиСтрижено или брито. Сеть региональных парикмахерских делает оборот 300 млн рублей на стрижках по 300 рублей +13 просмотров за суткиВа-банк: изучен гендерный состав правлений в российском банковском секторе +94 просмотров за суткиПод каблуком: как штамп в паспорте влияет на выбор модели бизнеса +51 просмотров за суткиВзрывной бой: пять принципов борьбы Там Куи, которые пригодятся в бизнесе +186 просмотров за сутки«Когда ты директор, тебе платят за решение проблем». 10 правил карьеры уполномоченного директора Boiron

Колокольчики мои: можно ли построить бизнес на полевых цветах

Рябова Дарья Forbes Contributor
Соня Польская фото Александры Карелиной
Соня Польская придумала оригинальный бизнес по продаже полевых цветов — проект «Велоцветочница»

Очередное рабочее утро Сони Польской начинается с поездки на вокзал, где она встречает бабушку и внучку, которые привезли ей большую коробку цветов, собранных на дачном участке. Эта летняя «клумба» совершит целое путешествие: сначала из Подмосковья на московский вокзал, потом — в самый центр столицы, на Тверскую улицу в заведение «Циферблат», и наконец, превратившись из хаотичной охапки в аккуратные букеты, отправится радовать своим видом и ароматом людей по всему городу.

Первые шаги

Соня Польская, искусствовед по образованию, никогда не любила стандартные букеты и вообще была против срезанных цветов в качестве подарка, потому что всегда трепетно относилась к природе. Конечно, как и любой девушке, ей хотелось цветов в доме, но розам, герберам и лилиям она предпочитала полевые растения.

В магазинах таких букетов не оказалось — и в голову Соне пришла идея создать собственный бизнес.

Польская понимает, что всегда вести бизнес так, как она делает это сейчас, не получится: когда лето закончится, ей нужна будет собственная теплица и агроном, холодильники, которые продлят срок хранения цветов. «К этой осени я, наверное, не успею, но буду серьезно готовиться к следующему сезону. Весной у меня уже все будет стабильнее и лучше: появятся место для хранения, холодильники, сотрудники, а также более четкие договоры с поставщиками. В ближайшие три года я заведу собственную теплицу, чтобы всегда были свои растения и я точно знала, сколько их», — делится планами предпринимательница. Сейчас она делает практически всю работу сама, по мере возможностей Соне помогают ее молодой человек Николай Смирнов, cовладелец видеопроизводства Whymedia, и две подруги — актриса Анна Перелешина и управляющая в «Циферблате» на Пушкинской, певица Маргарита Меджович.

Три года назад она придумала «Велоцветочницу» и впервые попробовала делать небольшие букеты из полевых цветов за 250 рублей, которые на ярмарках разлетались как горячие пирожки. Сначала Соня вообще хотела продавать сами цветы, а не готовые букеты. «Я думала, что ко мне будут подходить и говорить: «Можно мне, пожалуйста, эту охапку ромашек и половину ведра колокольчиков. Но люди подходили и просили: «Сделайте нам из этих цветов что-нибудь, пожалуйста». Тогда я поняла, что просто цветы покупать никто не будет и попробовала делать небольшие букетики, — рассказывает Польская. — А когда делаешь трехсотый букет, он у тебя начинает получаться и без флористического диплома».

Название «Велоцветочница» Соня придумала сразу же. Велосипед был выбран не случайно: во-первых, в то время развитие велоинфраструктуры в Москве только начиналось, а Польская принимала активное участие в установке первых велодорожек. Во-вторых, с велосипедом не нужно было платить аренду, открывать магазин, можно было свободно перемещаться по городу. В первой тележке не было даже подставки для цветов, они все стояли большой клумбой, и чтобы выяснить, где какой букет, приходилось выкладывать все на пол.

Для того чтобы разбираться в цветах и научиться за ними ухаживать, Польская устроилась в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию, где несколько месяцев занималась физическим трудом: таскала ящики с землей, выкапывала саженцы. Эта работа помогла ей найти первых поставщиков: в академии она покупала цветы для своих букетов, причем цены были придуманы специально для нее — никто другой эти цветы не покупал, потому что академия занималась продажей саженцев, а цветы отправлялись в мусор.

Однако три года назад у Польской еще не было достаточных ресурсов, чтобы вплотную заняться бизнесом, поэтому она на какое-то время оставила свою идею и устроилась на работу в пространство «Циферблат», где два года проработала управляющей. В январе этого года у нее появилось свободное время, чтобы вернуться к собственному проекту. 16 мая 2015 года «Велоцветочница» была запущена во второй раз.

Второе рождение

Первым делом Польская стала искать поставщиков, которые могли бы обеспечить ей постоянный поток цветов. Ей было важно, чтобы каждый цветок был выращен и куплен, а не сорван где-нибудь в поле. Она решила, что поставщиками могут стать пенсионеры, потому что они любят выращивать цветы на своих подмосковных дачах. Звучит удивительно, но пенсионеров-поставщиков Соня нашла через Facebook: разместила на странице своего проекта объявление, которое внуки показали бабушкам и дедушкам, и Польской стали звонить с предложениями.

«Из-за того что все цветы разного размера, я решила платить за объем. Я даю поставщикам большую коробку с ремнем, чтобы ее было удобно нести через плечо, и говорю им, что они должны ее полностью заполнить любыми растениями выше 25 см. За такую коробку я плачу им от 800 до 1000 рублей. Благодаря этому я могу делать недорогие букеты, но при этом для пенсионера это ощутимая сумма», — объясняет Польская. Сейчас она сотрудничает с восемью поставщиками, но подчеркивает, что «все бабушки привозят цветы в удобное им время». Одной корзины хватает примерно на 12 маленьких букетов и 3 больших. Цифры очень условны, потому что все заполняют корзину по-разному, но Польская ни к кому не придирается. «Этот бизнес очень небизнесовый. Когда ты работаешь с такими поставщиками, когда у тебя растения вообще не посчитаны и ты даже не можешь сказать заранее, из каких цветов будет состоять букет, очень сложно хотя бы что-то подсчитывать и прогнозировать. Я раньше удивлялась, почему из таких цветов никто не делает букеты, а теперь прекрасно понимаю, почему: это ужасно невыгодно», — признается Польская.

«Цветы — скоропортящийся продукт: они живут от 3 до 14 дней в зависимости от цветка. За ними нужно правильно ухаживать: срезать, доставлять, отпаивать. И в этом главная сложность цветочного бизнеса — даже продуктами торговать проще, чем цветами, — уверен Олег Бармин, основатель букетной лавки FunFun. — Полевые цветы вообще покупать неэффективно: сегодня они есть, а завтра их нет. А для бизнеса важны постоянство и логичность поставок».

Кроме пенсионеров Соня сотрудничает с тепличными хозяйствами (ТСХА им. Тимирязева, Ботанический сад им. Цицина). Например, в Ботаническом саду регулярно проходит обрезка растений для того, чтобы они лучше росли, и Польская покупает срезанные цветы. Она всегда платит за цветы, которые ей нужны, хотя многие сначала отказываются брать деньги, потому что считают, что отдают ей мусор.

«В этом вопросе я очень принципиальна: раз я делаю на этом бизнес, я должна заплатить», — говорит она.

Платит, как и пенсионерам, от 800 до 1000 рублей за коробку. Единственное, что ее огорчает, — никто не выращивает сорняки, а они бывают очень красивыми, например почечуй, дербенник, сныть и репей. Поэтому все полевые растения, которые у нее есть, — те, которые кто-то хотел срезать, потому что они ему мешались, то есть то, что должно было пойти в компост. «Таким образом экологический круг завершается на мне, и дальше я перерабатываю эти растения в красоту», — объясняет Соня.

Ее бизнес работает всего несколько месяцев, но уже сейчас в день бывает до шести заказов. Большие букеты нужно заказывать заранее, позвонив или написав на Facebook, а маленькие всегда можно найти в «Циферблате», в котором Польская обосновалась на правах арендатора. Именно там она собирает букеты и там же находится пункт самовывоза. Доставка букетов осуществляется бесплатно при заказе от тысячи рублей.

Никакого прайс-листа у предпринимательницы нет, она всегда спрашивает клиента, на какую сумму ему нужен букет. И самое интересное, что все просят одно и то же. «Букет на тысячу рублей. Видимо, это та сумма, которую людям комфортно отдать за большой, уникальный букет», — рассказывает Соня. Несмотря на то что она сделала уже несколько сотен букетов, цветочница каждый раз волнуется. «Боюсь, что мне скажут, что букет слишком маленький, поэтому всегда делаю чуть больше, чем надо», — говорит она.

Финансы и цветы

Для того чтобы запустить во второй раз собственный проект, Польской понадобилось около 60 000 рублей. Почти половина суммы ушла на то, чтобы отреставрировать и покрасить велосипед «Салют» с женской рамой, который был куплен еще три года назад специально для «Велоцветочницы», и на то, чтобы сделать деревянную тележку к нему со специальной конструкцией — витриной для цветов. Свои доходы Польская еще не подсчитывала и других цифр не раскрывает, но точно знает, что первоначальные расходы уже окупились и проект начал приносить прибыль, притом что прошло всего три месяца с запуска и про нее с каждым днем узнает все больше и больше людей.

Никакой рекламы она не дает, информацию о ней передают покупатели.

Уже сейчас у нее 2500 подписчиков на Facebook, больше 650 — во «ВКонтакте» и более 600 — в Instagram. Из всех этих социальных сетей ей приходят заказы.

Польская признается, что странно ведет свой бизнес. «Наверное, если бы я хотела просто сделать бизнес, то бросила бы это дело через две недели, потому что гораздо проще заниматься другими цветами. Но мне важно понимать, что я делаю что-то крутое. Я не хочу делать то, что делают еще миллионы людей, зарабатывая на этом деньги, — это слишком просто и скучно, мне это надоест через месяц», — рассказывает Соня и признается, что у нее даже нет бизнес-плана. 

«Бизнес — это не только оригинальная идея, но рост и развитие, а тут уже другие цифры. Чтобы продавать больше таких милых букетов, нужны и большие закупки, то есть придется или организовать так называемых сборщиков в официальную артель и выплачивать им зарплату, или приобретать цветочный материал только у лиц, зарегистрированных как ИП, — считает Ирина Роговцева, основательница компании «Королевские оранжереи». — С природным растительным материалом просчитать что-то точно в цифровых объемах сложно, так как слишком непредсказуема погода, не очень организованы поставщики-сборщики, непостоянен круг потребителей».

Но у «Велоцветочницы» постоянные клиенты уже появились. Так, две девушки оплатили заказы на месяц вперед: теперь им каждую неделю привозят по букету. «Мне кажется, что это самое нормальное и правильное решение, потому что мне не нравится стереотип, что букет обязательно нужно кому-нибудь преподнести в подарок», — рассуждает Польская.

Помимо стереотипа, что цветы — это подарок, ей приходится бороться и с представлением о том, что полевые цветы долго не стоят. При правильном уходе они могут радовать покупателя очень долго, уверяет Соня. «Полевые растения расцветают снизу вверх. В итоге, в букете всегда что-то завяло, а что-то еще не распустилось. Но это не значит, что нужно срочно выкидывать весь букет: нужно убрать сухое, поменять воду и ждать дальше. Ведь это живой организм, который требует заботы», — делится советами цветочница.

Соня уверена, что ее основные клиенты — люди, которым надоели стереотипы, которые не боятся экспериментов и стремятся к простым и естественным вещам вокруг себя.

Правда, бывают и курьезы. Один молодой человек как-то раз заказал корзину цветов в подарок начальнице, причем попросил, чтобы корзина стоила 6000 рублей. «Я даже представить не могла, что за корзина должна была получиться на такую сумму, — со смехом вспоминает Соня. — Я сразу поехала за цветами на цветочную базу, проигнорировав весь свой «полевой» запал, и сделала ему букет из красивых и необычных, но не полевых цветов». На утро молодой человек ей позвонил со словами, что все хорошо, но он даже поднять получившуюся корзину не может — думал, что она будет раза в три раза меньше.

Одной из постоянных покупательниц «Велоцветочницы» стала Ирина Инешина, директор по маркетингу «Афиши». «Больше всего я люблю брать у Сони даже не букеты, а венки на голову из садовых цветов. Когда приходишь с ними на день рождения, то цветы не грустят в углу, а задают тон всей комнате, - рассказывает она и объясняет, что в первую очередь покупает даже не сам букет, а идею проекта в целом. Садовые цветы выглядят очень естественно, без лишней нарочитости. Иногда я захожу и беру букет для себя, просто чтобы поставить дома». Инешина уверена, что полевые цветы у многих людей глубоко на подкорке связаны с детством: «Возможно, я прозвучу как идеалист, но, мне кажется, что в этом проекте есть забрезжившая возможность развить какой-то свой, новый национальный рынок цветов».

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться