Домашняя еда на 8 миллиардов | Forbes.ru
$58.44
69.06
ММВБ2160.16
BRENT63.31
RTS1159.11
GOLD1291.12

Домашняя еда на 8 миллиардов

читайте также
+760 просмотров за суткиФэйк-контроль: что произошло с бизнесом «Одевайся Легко», когда производство наконец наладилось +1220 просмотров за суткиСемья владельцев Wal-Mart разбогатела почти на $14 млрд за день +179 просмотров за суткиОбвал цен. Стоит ли покупать подешевевшие акции «Магнита» +14 просмотров за суткиСопротивление «Магниту». Основатель алтайской сети «Мария-Ра» успешно конкурирует с Галицким +2 просмотров за суткиПроблемы рынка: японские компании намерены покрыть дефицит сотрудников с помощью домохозяек +9 просмотров за суткиНемалая розница: правила успешной работы женщины в ретейле +13 просмотров за суткиAlibaba и $1,3 млрд: состояние Джека Ма резко выросло за день +1 просмотров за суткиMichael Kors выкупит Jimmy Choo за $1,2 млрд +1 просмотров за суткиКонец связи: «Мегафон» и «Вымпелком» договорились о сделке по разделению «Евросети» +3 просмотров за суткиПо цепочке: как работают современные программы лояльности +4 просмотров за суткиСон в руку. Производитель матрасов получает 55% выручки, продавая тумбочки, текстиль и гаджеты для сна +2 просмотров за суткиШкола миллиардера: нужны ли крупные сети производителю натуральных продуктов +2 просмотров за суткиЗдравствуй, робот: как автоматизация меняет ретейл уже сегодня Праведный бунт: семейные ценности Донателлы Версаче +7 просмотров за суткиДорогие карты: как заработать на желании клиента экономить +1 просмотров за суткиПраведный бунт: дизайнер интеллектуалок и карьеристок Миучча Прада +1 просмотров за суткиПраведный бунт: глава Dior и главная феминистка парижского подиума Мария Грация Кьюри +5 просмотров за суткиВойна в онлайне. Из-за чего поссорились акционеры «Юлмарта» +10 просмотров за суткиОпасные связи: как тесные семейные отношения влияют на бизнес-партнерство +1 просмотров за суткиСтильные деньги: как новая креативная стратегия Gucci и Yves Saint Laurent повлияла на их доходы +2 просмотров за суткиMedia Markt и Metro: по каким причинам оставаться вместе невозможно
Forbes Woman #ретейл 23.09.2010 20:25

Домашняя еда на 8 миллиардов

Ольга Павлова Forbes Contributor
Основательница продуктовой сети «Бахетле» Муслима Латыпова — о том, как создать магазин «без советского хамства»

Историей о Муслиме Латыповой, основавшей крупную торговую сеть в Татарстане, Forbes Woman открывает серию материалов о предпринимательницах, строящих свой бизнес в российских регионах

Муслима Латыпова в строгом черно-белом платье в сопровождении высокого охранника, уверенно заходит в супермаркет «Бахетле» в центре Казани, кивает двум сотрудникам, по-хозяйски оглядывает все прилавки и витрины, делает пару комментариев подошедшему менеджеру и останавливается у отдела выпечки. Латыпова — хозяйка этого супермаркета, генеральный директор и владелица сети «Бахетле». Сейчас это один из крупнейших ритейлеров в России с оборотом в 8 млрд рублей: в Казани открыты 10 магазинов, по одному — в Набережных Челнах и Нижнекамске и уже четыре в Москве (в ближайших планах еще шесть).

За витринами с десятком видов аппетитных пирожков видна кухня и повара в белых колпаках — это собственное производство «Бахетле», который еще называют «супермарком домашней еды».

«Это то, что отличает «Бахетле» от других сетей — производство. Вот перемяч — татарский пирог с мясом, наш фирменный эйпечмак из свежего теста. И конечно, чак-чак, но еда, разумеется, не только татарская», — рассказывает Латыпова.

На собственное производство приходится 40% всей продукции сети (а в Москве — от 50% до 60%). «Бахетле», в принципе, берет количеством — ассортиментная линейка магазина составляет порядка 40 000 наименований.

Тридцать пять лет назад молодая Муслима, по ее словам, даже в самых смелых мечтах не предполагала, что станет успешной предпринимательницей и хозяйкой крупной региональной сети супермаркетов. Но при этом говорит, что «всю жизнь знала, что буду заниматься торговлей, ни о чем другом даже не думала». Родители Латыповой тоже работали в торговле. Она сама уже в 25 лет была директором магазина. В 1991 году открыла несколько оптовых торговых точек (занимался кондитерскими товарами). Растила дочь, старалась зарабатывать деньги, но о больших масштабах и не мечтала.

В 1990-е годы Латыпова решила заняться розницей и открыть магазин. Причем, такой, чтобы он не был похож, на то, что есть в Казани. Чтобы был «светлым, просторным, как дворец и как за границей». Предпринимательница еще вспоминает, как впервые попала в Грецию, и пока все отдыхали на море или ходили на экскурсии, Латыпова отправлялась по магазинам. «Я была очарована количеством сыров и колбас, — вспоминает Муслима, — слайсерами, которые тонко нарезают сыры. И мне хотелось сделать так же в своем магазине».

Впрочем, цели Латыпова ставила более глобальные, чем построить успешный бизнес или развить сеть. Она мечтала «освободить женщин от кухонного рабства». «Можно ведь заботиться о семье, а не стоять часами у плиты, — рассуждает директор «Бахетле». — Готовить должны профессионалы, а мы повесили эту ответственность на людей».

Сама Латыпова готовить не умеет и не любит (однажды делала мужу кекс с маргарином и забыла его растопить — в итоге все сожгла), поэтому считает полезным изобретением советские кулинарии. И в своих супермаркетах покупает только готовую еду.

Когда выходила замуж, даже не умела макароны сварить. Сейчас она в разводе, мужу готовить уже не надо, но домашних забот хватает — у дочки Латыповой растут двое сыновей. Именно на внуков Латыпова старается тратить все свободное время, которого, правда, очень мало, — одни воскресенья. «Это непростой бизнес, хотя и считается женским, но тут нужно все контролировать, — говорит Латыпова. — В бизнесе нет деления на мужской и женский, это же не детские игрушки».

Строилась сеть непросто: первый супермаркет «Бахетле» вопреки всему открыли в декабре кризисного 1998 года. Причем, сложно было не только это. По словам Латыповой, труднее всего было менять психологию. Надо было открыть совсем другой магазин, без советского хамства, с другим отношением к качеству продуктов.

А потом появились планы расширить сеть. «Мои соотечественники меня часто спрашивали, когда наша еда будет в Москве, — вспоминает Латыпова. — А при подготовке к празднованию тысячелетия Казани в город приезжало немало известных людей, их угощали нашими блюдами, и многие спрашивали, когда мы будем в Москве». В итоге с 2006 года в Москве открыто уже четыре магазина сети «Бахетле».

Кабинет Латыповой похож на саму Казань после празднования тысячелетия: все в позолоте и бархате и с мебелью из дорогого дерева. Над столом висит портрет Муслимы Латыповой с бывшим президентом Республики Татарстан Минтимиром Шаймиевым.

По тому, как встречают директора, как кивают люди в коридорах и даже на улице, сразу чувствуется, что в компании Латыповой царит матриархат и все знают, кто в доме хозяин. Поэтому о переезде в Москву она никогда не думала.

«Я на протяжении многих лет езжу в Москву, — говорит Латыпова. — Но жить там мне никогда не хотелось. Здесь мои корни. В Татарстане люди очень привязаны к своей земле».

Отчасти из-за этой привязанности Латыпова затеяла масштабный благотворительный проект — социальные столовые «Бахетле», в которых каждый день бесплатно кормят обедами более 1500 человек — детей из малоимущих семей, сирот, инвалидов, тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Сейчас таких столовых в Казани шесть.

Супермаркеты — лишь часть империи «Бахетле». У Латыповой еще свой девелоперский бизнес (четыре торговых центра в Казани), три ресторана китайской и японской кухни «Канпай», бутики ювелирных украшений Cherry Lady, которыми управляет дочь Латыповой Эльвира Харламова. Для своей дочери Латыпова хотела «менее сложного бизнеса».

Сама она признает, что всегда слишком много работала. «Мама меня ругает, что я так завалила себя работой, — рассказывает 59-летняя Латыпова, — она же растила четырех детей, работала, готовила на всю семью. Но времена меняются».

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться