03.06.2004 00:00

Свои врачи

Юлия Полякова Forbes Contributor
Как улучшить систему медицинского обслуживания? 
У «короля бюстгальтеров» Александра Федорова есть идея

Известно, что лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Хозяин компании «Дикая орхидея» Александр Федоров богатым уже стал: оборот его сети, торгующей дорогим женским бельем, составил в 2003 году $35‑млн. Теперь он хочет позаботиться о здоровье — создать сеть элитных поликлиник.

«Не так давно, — рассказывает бизнесмен Forbes, — в одной «уважаемой» московской клинике моему знакомому предложили сделать операцию, которая, как мы, слава богу, вовремя выяснили, была ему не нужна». Отчаявшись найти клинику, которой можно было бы полностью доверять, «король бюстгальтеров» решил сделать свою.

Федоров вознамерился создать общероссийскую сеть «амбулаторно-лечебных и диагностических центров». Вместе с партнерами он учредил ЗАО «Национальный медицинский сервис», которое уже в июле откроет на северо-западе Москвы маленькую, всего на 1200 кв. м, «пилотную» поликлинику. Инвестиции — $2,5 млн — ушли на ремонт помещения, приобретение оборудования и зарплаты врачам. На специалистов Федоров денег не пожалел: переманил к себе главврача одной из самых известных в Москве клиник — Европейского медицинского центра (ЕМС). Он планирует открыть еще несколько поликлиник площадью по 2000–3000 кв. м в Москве, а потом и в регионах. Вернуть вложенные в первый амбулаторный центр деньги предприниматель надеется года через три–четыре.

Цель скромная. Но рынок медицинских услуг в Москве пока слишком раздроблен и непонятен, чтобы делать более смелые прогнозы.

По данным центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», многопрофильных медучреждений, которые оказывают поликлинические услуги, в Москве не так мало — около 1200. Из них около 200 частных, а остальные — государственные, муниципальные и ведомственные. Заниматься коммерческой деятельностью вправе все поликлиники. Но платными для пациентов являются лишь 15% их услуг, 90% из которых приходится на добровольное медицинское страхование (ДМС). «Остальные 85% — это а-ля бесплатная медицина», — объясняет руководитель отдела продвижения препаратов «Фармэксперта» Леонид Квитко. — Фактически же платные услуги составляют 50–60% обращений в поликлинику».

Оценить долю дорогих частных поликлиник на рынке почти невозможно. Как невозможно понять, насколько востребованы их услуги.

Безусловно, потребность в них есть, но доверия к ним нет, поэтому многие состоятельные люди предпочитают обследоваться и лечиться за границей. «Когда у меня что-то болит, я еду в Швейцарию. А когда что-то болит у моих близких, которых я не могу туда отвезти, я ищу клинику через знакомых», — говорит президент Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА) Владимир Евстафьев.

Главная задача любого нового медицинского учреждения — завоевать доверие. Для этого мало нанять профессиональных врачей, нужно еще привлечь пациентов, а для этого необходима реклама. Не менее важны и хорошие контакты со страховыми компаниями.

Как говорит Юлия Графова, генеральный директор поликлиники «Семейный доктор», нет смысла создавать поликлинику для богатых клиентов, тем более в отрыве от страховых программ. Иначе не будет должных объемов продаж. До 80% клиентов «Семейному доктору» поставляют именно страховые компании. Обычно страховщики испытывают новые медицинские заведения, направляя туда несколько «пробных» клиентов. Если жалоб на обслуживание от них не поступает, компания может заключить с поликлиникой долгосрочный контракт.

Но есть еще одна проблема, которая подстерегает инвесторов, желающих заняться рынком медицинских услуг. Речь идет о коррупции врачей. «По нашим опросам, в коммерческой клинике три четверти денег за амбулаторное лечение не проходят официально, — рассказывает Леонид Квитко. — К примеру, врач говорит пациенту: ну, вообще-то, конечно, это стоит $200. Можно и за $100, но не через кассу».

Смогут ли создатели «Национального медицинского сервиса» одолеть эту напасть? Федоров собирается ударить по коррупции высоким уровнем заработной платы — $1000–3000 в зависимости от квалификации врача. В перспективе, по мнению Федорова, московский рынок может «переварить» 500–600 частных поликлиник. «Люди готовы платить за дорогой сервис и индивидуальный подход», — уверен предприниматель.

Новости партнеров