Путину пора определиться

Откройте газеты: какие экономические темы в заголовках? Налоговые проблемы, социальные льготы, темпы роста ВВП. А между тем всем понятно, что можно до бесконечности совершенствовать налоговую систему, развивать новые формы ипотеки, «зачищать» банки, но пока четко, ясно и однозначно не решен вопрос собственности, все остальные меры по большому счету бессмысленны. Политическая и правовая оценка приватизации середины 90-х годов — вот главный экономический вопрос сегодняшнего дня. Президент Путин должен, наконец, определиться.

Без решения вопроса о частной собственности, ее неприкосновенности и незыблемости любая экономическая политика будет постоянно заходить в тупик. Если в любой момент вам могут предъявить претензии и осудить вас за участие в приватизации, то вопрос о том, какой вы платите налог на прибыль — 23% или 25%, теряет актуальность, а схватки между бизнесом и властью будут постоянными и бесконечными. Горизонт планирования бизнеса окажется сужен до минимума. Объем долгосрочных инвестиций в лучшем случае сохранится на нынешнем уровне.

Что можно сделать? Во-первых, следует признать, что обвинения в незаконности приватизации имеют под собой основание. Самый яркий пример — залоговые аукционы, чисто мошенническая сделка. Приватизация была не просто неправильной, а криминальной. Много людей лишились жизни из-за того, что было сделано.

Во-вторых, нельзя применять меры избирательно-репрессивного характера. Это означало бы индивидуализировать проблему. Такой путь — это политика византийской интриги, политика запугивания, сведения счетов, но отнюдь не решение проблемы по существу.

В-третьих, надо понимать, что административным способом пересмотреть итоги приватизации невозможно, даже если ограничиться 7–10 залоговыми аукционами. Потому что передел собственности, который будет осуществлен таким образом, ни к чему не приведет. Собственность перейдет от одних группировок к другим. Все, что ждет нас на этом пути, — новые тяжелые сражения. Нельзя допустить повторения истории. Россия так устроена, что рьяное стремление исправить допущенные ошибки часто только усугубляет положение.

Проблему мы должны решить понятным большинству граждан способом, стремясь обеспечить, насколько это возможно, общественное согласие. В глазах людей приватизация в ее нынешнем виде нелегитимна. В 1992 году население было лишено всего, а потом вдруг появились 30-летние миллиардеры. Кто с этим может согласиться?

Чтобы укрепить права собственности, нужно показать людям, что появление частной собственности, приватизация могут быть ясными и открытыми, что и в этой сфере могут быть справедливые решения и что преступная связь бизнеса и власти прекращена.

Поэтому решение проблемы не должно стать результатом очередного кулуарного сговора бизнеса с президентом. Нужно принимать пакет законов.

Первая часть этого пакета должна признать сделки по приватизации легитимными (кроме тех, где были совершены убийства и другие тяжкие преступления против личности) и ввести единовременный налог на чрезвычайную прибыль — windfall tax. Его размер определяется простой формулой. Это разница между ценой приобретения компании и полученной за последние 9–10 лет прибылью. На эту величину назначается налог: 25%, или 30%, или 15% — это уже вопрос обсуждения.

Вторая часть пакета — законы о прозрачности финансирования политических партий, о прозрачности лоббирования в государственных органах, об общественном телевидении и целый ряд антикоррупционных законов.

Третья часть — принятие работоспособных антимонопольных законов.

Всеми этими мерами государство даст понять бизнесу: да, все сделки по приватизации состоялись, но вы заплатите за них честную цену и на политику, как раньше, влиять больше не будете. Тогда такой концентрации капитала в стране не будет больше никогда.

Могут быть предложены и другие решения, которые, как и эти, окажутся небесспорными.

Бесспорно только, что обсуждать нужно разные варианты выхода из сложившегося положения в целом, а не то, кто будет следующим за Ходорковским.

Новости партнеров