К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Кинг-Конг еще поживет


Вдали от Голливуда Питер Джексон создает мощную инфраструктуру кинопроизводства

Кинорежиссер питер Джексон вечно взъерошен и частенько появляется на публике босиком. В Джексоне всего 168 см роста, но в Голливуде его считают гигантом. Еще более велик он на родине, в Новой Зеландии, где его чтят как национального героя. О масштабах величия кинорежиссера догадываешься с первых же минут пребывания в этой стране: к залу прилета в аэропорту Веллингтона ведет красная ковровая дорожка, украшенная огромными изображениями 11 «Оскаров», завоеванных картиной «Властелин колец: Возвращение короля», а с крыши главного терминала на пассажиров взирает жутковатый персонаж фильма Горлум.

Прошло уже несколько месяцев после вручения призов Американской киноакадемии, но первые полосы местных газет до сих пор отданы статьям о Джексоне. А жители Веллингтона пересказывают историю о том, как во время «оскаровской» вечеринки Перис Хилтон, наследница гостиничной империи Hilton, упала в бассейн и спас ее сам виновник торжества — Питер Джексон. «Мы уже подумываем, не назвать ли в честь Джексона один из островов», — шутит телесценарист Белинда Тодд.

Экранизировав знаменитую трилогию Дж. Р. Р. Толкиена, 42-летний Джексон в одночасье стал одним из самых богатых и влиятельных людей в мировой киноиндустрии: сборы от продажи билетов, DVD и товаров с символикой фильмов составили $4 млрд. Сам Джексон, выступивший продюсером и режиссером трилогии и потративший на этот проект восемь лет жизни, заработал более $125 млн. Только в прошлом году доходы Джексона от киноэпопеи составили $35 млн, благодаря чему кинорежиссер занял 20-е место в рейтинге самых высокооплачиваемых знаменитостей, составляемом Forbes. На банковский счет Джексона перечисляются 7,5% доходов от продаж DVD со вторым фильмом трилогии и столько же процентов от продажи билетов на третью часть.

 

Кроме того, Джексон получил просто неприлично большой аванс — $20 млн — за свой следующий проект. Распрощавшись с хоббитами, он должен написать сценарий, спродюсировать и снять ремейк знаменитого фильма «Кинг-Конг» 1933 года. Джексон получит также 20% от сборов «Кинг-Конга» в прокате. Ни у одного кинорежиссера в мире еще не было такого выгодного контракта. «Очевидно, это вообще максимально возможный гонорар»,  — соглашается Джексон, но добавляет, что часть «добычи» достанется сценаристам-соавторам.

Эти деньги режиссер сейчас ставит на кон в родной стране. Джексон инвестирует более $50 млн личных денег в строительство киностудии — с огромными павильонами, лабораториями спецэффектов и современными монтажными. За окном офиса Джексона гудят бульдозеры — завершается переоборудование заброшенного химического завода в громадный комплекс Park Road Post, который будет оснащен аппаратурой для работы над картиной после окончания съемочного периода. Стоимость проекта — $35 млн. «Мы получили эти деньги в качестве авторских отчислений за «Властелина колец», — смущенно улыбается Джексон. — Вот и решили перевернуть тут все вверх дном и профинансировать стройку».

 

Еще $7 млн Джексон вложил в строительство тон-ателье — в дополнение к двум другим павильонам звукозаписи, которыми он уже владеет. Кроме того, он является совладельцем компании Weta Ltd., специализирующейся на цифровых видеоэффектах (сотрудники Weta Ltd. разрабатывали цифровые трюки для «Властелина колец»), и фирмы Weta Workshop, изготавливающей кинореквизит: именно здесь ковали доспехи и оружие для воинов Средиземья. Так что империя, которую создает Джексон, сможет на равных конкурировать с компанией Skywalker Ranch, принадлежащей создателю «Звездных войн» Джорджу Лукасу. Чем больше продюсеров и режиссеров, вдохновленных успехом «Властелина колец», приедут снимать кино в Новой Зеландии, тем дороже будут услуги компаний Джексона и выше его доходы.

Впрочем, стоит Джексону снять несколько провальных фильмов, как самой модной «съемочной площадкой» станет какой-нибудь другой уголок земного шара, и тогда окажется, что состояние свое Джексон просто пустил по ветру.

«Меня это не волнует, — говорит Джексон. И добавляет: — Я мог бы просто уехать в Голливуд. Но для меня очень важно быть новозеландцем, который снимает фильмы у себя на родине. Поэтому мы и вкладываем деньги в развитие местной кинематографической инфраструктуры».

 

Кинобизнес на краю земли

История кинематографа и телевидения Новой Зеландии насчитывает много лет, но только сейчас — во многом благодаря Джексону — страна оказалась в центре внимания голливудских скаутов, отвечающих за подбор мест для натурных съемок. Здесь уже снимались картины студий Paramount, Warner Bros., Miramax и др., в том числе и такие дорогостоящие проекты, как 100-миллионный «Последний самурай» с Томом Крузом в главной роли.

Вся Новая Зеландия с ее разнообразными пейзажами — от ферм и полей до тропических лесов, от субтропических пляжей до пустынных плато и снежных вершин — это отличный съемочный павильон площадью 268‑680 кв. км. Покрытая ледниками горная гряда на острове Южный сыграла роль Гималаев в фильме «Вертикальный предел». Япония XIX века в фильме «Последний самурай» на самом деле — небольшой город на западном побережье новозеландского острова Северный, а в роли Фудзиямы выступила гора, возвышающаяся над этим городком. В продуваемой ветрами бухте Веллингтона, которая окружена «пряничными» домиками-бунгало, идет подготовка к съемкам фильма «Удивительный взлет и крушение императора Нортона», в основе которого — подлинная история миллионера, потерявшего все свое состояние и ставшего бродягой. Место действия — Сан-Франциско, бюджет картины — $40‑млн.

По словам Джексона, мысль о том, что мистический мир Толкиена можно снимать в Новой Зеландии, пришла к нему 20‑лет назад. Он ехал в поезде и читал «Властелина колец». Оторвавшись от книги, Джексон взглянул в окно… «И вдруг моему взору предстало Средиземье», — вспоминает режиссер.

Джексон начал снимать фильмы двадцатилетним юношей. Поначалу он работал в стиле «кэмп», снимая «кровавые бани» вроде картины «Дурной вкус» (1987), которую он сделал всего за $150‑000. В 1994 году выпустил фильм «Божественные создания», в котором дебютировала Кейт Уинслет. Драму с бюджетом в $5‑млн высоко оценили критики, но в мировом прокате она собрала всего $3‑млн.

После каждой успешной картины агент Джексона в Голливуде получал очередное предложение от студий: режиссера приглашали снять фильм за пределами Новой Зеландии. Но он предпочитал строить собственную базу на родине. Соавтором сценариев и бизнес-партнером Джексона выступает Френсис Уолш — мать его двоих детей. Узами брака Джексон и Уолш не связаны, но они вместе работают над всеми проектами и оба готовы вкладывать прибыль в производство следующей кинокартины.

 

В 1996 году, собираясь снимать фильм ужасов «Страшилища», Джексон купил складское помещение, которое переоборудовал в тон-ателье. Тогда же он построил еще один павильон и начал подготовку к съемкам «Властелина колец».

Дешево и сердито

Мало кто знает, что великая киноэпопея по Толкиену создавалась не в самых идеальных условиях. У павильона звукозаписи, например, была железная крыша, которая громыхала во время дождя, а сквозь тонкие стены было слышно, как взлетают и садятся самолеты в расположенном неподалеку аэропорту. «До недавних пор режиссер, снимавший фильм в Новой Зеландии, был чем-то сродни ковбою: он должен был не бояться работать в сарайчике, крытом жестью. Но с каждым фильмом, с каждым новым тон-ателье мы становимся чуточку профессиональнее», — говорит Джексон.

В конце концов, есть ради чего терпеть неудобства. Работая в Новой Зеландии, кинематографисты могут игнорировать обременительные профсоюзные правила и экономить на дополнительных льготах, которые положены членам съемочной группы в Голливуде. Да и сами съемки в Новой Зеландии куда дешевле. Характерный пример. На «постройку» механического коня, на котором Том Круз скакал в «Последнем самурае», Warner Bros. потратила около $100‑000. Джексону конь очень понравился, и он попросил дизайнеров из Weta сделать такого же для третьей части «Властелина колец». Механического скакуна они смастерили всего за $5000.

Джексон утверждает, что, если бы он попытался экранизировать трилогию Толкиена в Голливуде, проект не дошел бы до большого экрана. К примеру, бюджет «Возвращения короля», последней части трилогии, составил более $100 млн. Половина этих денег была потрачена на цифровую анимацию. На каждый из 1500 анимационных эпизодов, длившихся не больше нескольких секунд, Джексон тратил в среднем $31‑500. Если бы эти же сцены снимались в США, то, по словам Джексона, каждый эпизод обошелся бы в $100‑000. «Конечно, все фильмы трилогии получились очень дорогими. Но они настолько сложны и масштабны, что если бы мы снимали трилогию где-нибудь еще, а не в Новой Зеландии, то расходы не окупились бы», — говорит Джексон.

 

«В Новой Зеландии очень много талантливых технических киноработников», — говорит Марк Джонсон, продюсер экранизации фантастической повести для детей «Лев, Колдунья и платяной шкаф» — первой части «Хроник Нарнии», которую киностудия Disney снимает в Новой Зеландии. Фильм, бюджет которого составляет $150 млн, выйдет на экраны в конце 2005 года. Если первая часть «Хроник» станет хитом, то Disney, скорее всего, экранизирует и остальные.

В полной мере способности новозеландских специалистов пригодятся и в фильме «Кинг-Конг», съемки которого начнутся в этом году, а премьера намечена на декабрь 2005 года. Небоскребы Нью-Йорка будут созданы на компьютере, чтобы «силуэт» города выглядел точно так же, как в 1930-е. Джексон отрядил в Нью-Йорк целый отряд фотографов и художников, по снимкам и рисункам которых новозеландские дизайнеры создадут фасады нью-йоркских зданий и соответствующий реквизит. Гигантская обезьяна тоже будет всего лишь цифровым изображением — никаких актеров в костюме гориллы, никаких гигантских механических лап, как в ремейке 1976 года.

Перед командой из фирмы Weta, которая благодаря революционным технологиям создала тщедушного Горлума для «Властелина колец», стоит сложная задача: сделать Кинг-Конга еще более «живым». «Зрители должны сползти с кресел и раствориться в фильме!» — возбужденно кричит Джексон. Сам же он черпает вдохновение только в оригинальной версии «Кинг-Конга», написанной и снятой Мерианом С. Купером, которую, кстати, многие считают одним из лучших фильмов всех времен и народов. «Именно благодаря «Кинг-Конгу» Купера я стал режиссером и снимаю сегодня кино», — признается Джексон.

Финансирует этот проект стоимостью $150 млн дистрибьютор джексоновского «Кинг-Конга» компания Universal Pictures. Джексон утверждает, что если бы фильм снимался в США, его бюджет составил бы более $200 млн. Если верить инсайдерской информации, то и «Гарри Поттер и узник Азкабана» (Warner Bros.), снятый в Великобритании, и «Человек-паук – 2» (Universal Pictures, подразделение японской Sony), снятые в США, действительно обошлись более чем в $200 млн каждый. Но обе эти картины — сиквелы, и аудитория им обеспечена. «Кинг-Конг» — гораздо более рискованный проект.

 

«Сексуальный» имидж страны

Джексон надеется на помощь новозеландского правительства. Согласно новому плану властей, любой продюсер, вложивший в производство фильма на территории Новой Зеландии более $30 млн, после завершения картины имеет право на компенсацию из бюджета в размере 12,5%. В Новой Зеландии надеются, что подобные компенсации (ожидается, что они будут обходиться казне в $25 млн ежегодно) позволят привлечь в страну больше высокобюджетных кинопроектов.

Кроме того, правительство учредило фонд в $14 млн, который будет финансировать картины местных режиссеров. Первым проектом фонда стал фильм «Верхом на ките» — трогательная сказка о взрослении маленькой девочки из племени маори. Режиссер Ники Каро, снявшая картину, сразу получила международное признание, а сыгравшая в фильме юная Кейша Касл-Хьюз выдвигалась в этом году на «Оскара» в номинации «Лучшая исполнительница женской роли». Бюджет фильма составил $4,5‑млн, при этом его производство на 30% было профинансировано правительством. Картина собрала в мировом прокате около $50 млн, и ее продюсер Джон Барнетт выкупил позднее долю правительства в фильме по цене выше номинала.

Барнетт утверждает, что многие официальные лица в Новой Зеландии надеются превратить страну в громадную съемочную площадку. «Это намного привлекательнее и «сексуальнее», нежели торговать пиломатериалами», — говорит Барнетт.

Новая Зеландия отрядила в США эмиссаров, которые должны обхаживать продюсеров и кинокомпании. С‑этой же целью новозеландские правительственные чиновники даже устроили во время «оскаровского» уикенда щедрую вечеринку в шикарном голливудском отеле «Беверли Хиллз». «Это один из способов вывести маленькую страну, находящуюся на периферии планеты, под «радары» множества людей и представить ее как край, где обязательно надо побывать», — говорит премьер-министр Новой Зеландии Хелен Кларк.

 

Усилия правительства, возможно, помогут Питеру Джексону окупить затраты. Он уже стал одним из самых богатых жителей Новой Зеландии, однако менять привычки и жизненный уклад решительно отказывается. Джексон все так же прогуливается по городу босиком, в мешковатых шортах, без свиты телохранителей и поклонников. Охотно дает интервью и сетует по поводу своего статуса звезды в стране, где просто нет сверхбогачей. «Новая Зеландия не привыкла к богатству, — говорит Джексон. — Чем больше у тебя денег, тем больше тебя здесь критикуют».

Универсальная страна

В последнее время в Новой Зеландии снимается все больше голливудских фильмов. Техника здесь дешевле, актерские профсоюзы не свирепствуют, а потрясащая природа позволяет изобразить любой уголок мира — реального или вымышленного

  • «Властелин колец»: Средиземье
  • «Последний самурай»: Япония
  • «Вертикальный предел»: Гималаи

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+