К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Сосиски «Разрешенные»


Мусульмане как целевая группа потребителей для подмосковного колбасника

«Он запретил вам в пищу  мертвечину, кровь, и свинину, и всякую живую тварь, что с именем других, а не Аллаха, была заколота для пищи», — учит мусульман Коран. На этом запрете и решил сделать деньги капитан запаса, бывший работник ФАПСИ, а ныне коломенский предприниматель Борис Полынский.

Полынский — типичный региональный производственник средней руки. У возглавляемой им ассоциации сельхозпроизводителей «Тополис» небольшие мясокомбинаты в Коломне, Белгородской и Саратовской областях, пять боен, 14 фирменных магазинов. Многие позавидовали бы выручке его предприятий — $15 млн в год.

Но глава «Тополиса» Полынский как всякий мелкий производственник говорит о трудностях и засилье монополистов: «Высокую рентабельность мы показывали ровно год после кризиса 1998-го. Затем развитие предприятий замедлилось». На рынке установилась жестокая конкуренция. В Москве и Подмосковье работают более 100 мясоперерабатывающих предприятий, в том числе гиганты вроде «Микояна», АПК «Черкизовский» и «Царицыно». Каждый из них выпускает свыше 50 000 т колбасных изделий в год. «Тополис» с его 5000 т гигантам не конкурент.

 

Кроме того, говорит Полынский, мелкие предприятия серьезно подкосило введение с 2003‑года квот на импорт мяса в Россию: «Из-за неразберихи, установившейся на рынке, сырье для нас подорожало на 40%. Сейчас работаем с рентабельностью в 3–5%, некоторые виды продукции — вообще по нулям. Гигантам выживать проще, у них больший финансовый ресурс, они берут объемами и крупным маркетинговым бюджетом». Для справки: по оценкам Института конъюнктуры аграрного рынка, именно такие, как Полынский, занимают 68% рынка колбасных изделий в России.

Впрочем, продолжает предприниматель, и у него есть преимущество перед лидерами рынка: «Мы маленькие и шустрые. Чтобы не потерять бизнес, можем быстро перестроиться». Идею перестройки бизнеса Полынский позаимствовал у знакомого предпринимателя из Нидерландов Рудольфа Коймана. Владелец компании Tolo Food неплохо зарабатывает, снабжая мусульманские диаспоры Голландии мясной продукцией «халяль» (halal).

 

«Халяль» в переводе с арабского означает «разрешенное» и в исламе противопоставляется понятию «харам» — «запрещенное». Правоверные могут потреблять только те мясопродукты, при производстве которых соблюдены строгие обрядовые процедуры. «Я подумал: почему бы и мне не ввести в линейку наших колбас такие товары? — пожимает плечами Полынский. — Ведь мусульмане — вторая по численности религиозная конфессия в нашей стране». Действительно, по оценке Совета муфтиев России, в нашей стране 3 млн человек живут по канонам ислама.

В «разрешенном» производстве нет ничего необычного. Ясное дело — никакой свинины. Корову или барана забивают без использования электрошока, простым ножом. Голова животного должна быть обращена в сторону Мекки. Проводя процедуру, забойщик обязан упомянуть имя Всевышнего, произнеся фразу: «Бисмиллях, Аллаху акбар». Разделка туши и производство мясопродуктов разрешены после того, как из тела животного стечет кровь.

Главное в таком деле — заручиться поддержкой мусульманского духовенства. Кто иной может подтвердить, что ваши сардельки — правильные? Рудольф Койман, чтобы завоевать доверие, служил секретарем в благотворительной исламской организации на общественных началах. Полынскому так стараться не пришлось, в Совете муфтиев России его приняли благосклонно. Правилами не запрещено, чтобы еду для мусульман готовил православный.

 

К тому же лидеры российских мусульман как раз в тот момент решили взять рынок «халяльной» продукции в стране под свой контроль. «К этой мысли нас подтолкнули жалобы верующих, — сообщил Forbes уполномоченный по контролю продукции «халяль» Совета муфтиев Жафар Азизбаев. — На прилавках появилась продукция с соответствующей маркировкой, в том числе импортная. Люди хотели знать, соответствуют ли на самом деле эти товары нормам ислама».

В октябре 2003 года председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин подписал «Положение о порядке организации производства, осуществления контроля и торговли продуктами «халяль». Первым исполнил требования этого документа и получил свидетельство Совета муфтиев как раз Полынский. Уже в ноябре коломенский мясокомбинат «Тополиса» начал выпуск продукции под общей маркой «Бахрам»: деликатесы, колбасы полукопченые и вареные, сардельки, сосиски и полуфабрикаты. «Смена, выпускающая «разрешенные» продукты, заступает утром, чтобы работать на чистом, промытом оборудовании, — рассказывает Полынский. — «Халяль» не должен соприкасаться со свининой, так что мы используем отдельные холодильники. С работниками проводится инструктаж, чтобы они не использовали для специального производства обычный инвентарь».

Всю цепочку контролируют представители Совета муфтиев. Продукция получает свидетельство на соответствие нормам шариата, надпись «Халяль» на упаковке и эмблему — зеленый шестигранник в круге. Совет муфтиев получает 1% от продаж продукции подшефных предприятий, деньги идут на содержание аппарата контролеров.

Новые колбасы «Тополиса» из-за отсутствия в них свинины продаются чуть дешевле традиционных. Сейчас ассоциация выпускает уже 10 т «разрешенной» продукции в месяц. Продается она в магазинах «Тополиса», супермаркетах «Патэрсон» и «Караван».

Разумеется, не обошлось без проблем. Сразу после запуска «халяльного» производства в Коломне какой-то бдительный гражданин «стукнул» в местную ФСБ: мол, бизнесмены пропагандируют мусульманский образ жизни. «Хорошо, что ребята-чекисты оказались грамотными, посмеялись, да и только, — говорит Полынский. — Как в этой ситуации проводить рекламную кампанию? Можно и по шапке получить».

 

Тем не менее предприниматель намерен расширять производство и рынки сбыта. Открыть аналогичное производство в Саратовской области, «прощупать Казахстан», утвердиться в Москве: «Пробуем позиционировать здесь «халяльные» продукты как диетические, без содержания свинины». В любом случае производство компании уже выросло, а предприниматель надеется, что оно продолжит расти.

«Ко мне тут знакомые евреи приходили, — улыбается Полынский, — говорят, мол, уважил мусульман, пришла пора и кошерного. Может, и возьмемся, хотя, говорят, там технология и контроль еще жестче». Интересно, как отнесутся к этому муфтии?

Колбаса в цифрах

500-м годом до нашей эры датируется первое упоминание блюда, похожего на современную колбасу, в греческих источниках.

1,6 млн т колбасных изделий было произведено в России в 2003 году. В 1999 году объем производства составлял 947 600 т.

 

900 г мяса должно идти на производство 1 кг колбасы «Докторской», согласно ГОСТ 23670-79.

Источник: Институт аграрного маркетинга, Микояновский мясокомбинат

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+