03.08.2004 00:00

Холодный расчет

Хана Шенбергер Forbes Contributor
Вода, мороз плюс немного фантазии — и вы обладатель семейного бизнеса

Для таких мероприятий, как ежегодный благотворительный бал White Tie & Tiara, который Элтон Джон устраивает в своем поместье неподалеку от замка Виндзор, нужна особенная посуда. В‑июне прошлого года каждому из 450 гостей подавали икру в вазочках изо льда. Обычно такую претенциозную, но недолговечную посуду делают вручную, на изготовление одного предмета уходит не менее часа. Но участники мирового рынка ледовых изделий, объем которого вырос уже до $150 млн в год, получают в свое распоряжение все больше специального оборудования.

Во многом это заслуга канадца Джулиана Бейли, владельца компании Ice Culture, которая и была поставщиком посуды изо льда для вечеринки Элтона Джона. Используя компьютеризированное оборудование, разработанное Бейли, его сотрудники могут за полчаса вырезать из куска льда столовый сервиз на 12 персон из 36 предметов. Оптовая цена каждого предмета — $7.

Делать деньги из воды — очень неплохой бизнес. Уроженец Британии 66-летний Джулиан Бейли сначала зарабатывал на жизнь рекламой сельско-
хозяйственной продукции, затем был оптовым торговцем продуктами питания, а 14 лет назад организовал в канадском городке Хенсолл (провинция Онтарио) шоу ледовых скульптур, превратив таким образом свое хобби в бизнес. Заодно Бейли наладил торговлю 136-килограммовыми блоками льда для скульптурных работ. Обычный лед для этого не годится: если вы просто нальете воду в форму и поставите в морозильник, то получите мерзлую мутную глыбу. Кристально же чистые блоки льда, из которых затем высекают скульптуры, Бейли делает при помощи специальной машины. Установка замораживает в форме воду из близлежащего озера Гурон постепенно — от нижнего слоя к верхнему, вытесняя пузырьки воздуха и частички грязи на поверхность воды, откуда их откачивают сифоном. Затем блок льда полируют, и только после этого он готов к отправке заказчику.

Ice Culture поставляет свою продукцию клиентам из таких далеких от Канады стран, как Великобритания и даже Австралия. Чтобы блоки не растаяли в пути, их обкладывают сухим льдом и отправляют через службу экспресс-доставки FedEx. В прошлом году объем продаж Ice Culture составил $1,3 млн.

Выделиться среди других поставщиков льда Джулиану Бейли удалось благодаря сконструированному им оборудованию. В 1999 году Бейли разработал компьютеризированную фасонную фрезу, модифицировав деревообрабатывающий фрезерный станок. Оснащенный электрикой, которая работает при отрицательных температурах, и оборудованный специальными зажимами, станок стоимостью $45 000 позволяет наладить массовый выпуск фигурных изделий изо льда. К примеру, на то, чтобы вручную высечь изо льда фирменный логотип какой-нибудь компании, потребуется от трех до шести часов. На фрезерном станке Бейли это можно сделать всего за 20 минут. Масса времени экономится и при производстве любой другой ледовой продукции — от декоративных ваз для украшения стола и колонн сложной формы до пивных кружек и бокалов для мартини.

Бейли переоборудовал и токарный станок, на котором теперь можно вытачивать из блоков льда вазы и большие винные бутыли. Стоит такой станок $5000. Бейли уже удалось продать другим фирмам, занимающимся изготовлением ледовых скульптур, 19 фрезерных и 55 токарных станков. «Голь на выдумки хитра. В нашем бизнесе без этого никуда», — говорит Бейли, который управляет семейной компанией вместе с женой Энн и тремя дочерьми.

На складе-холодильнике площадью 3000 кв. м, где трудятся одетые в зимние комбинезоны работники Ice Culture, производство больших партий высококачественной продукции поставлено на поток. За последние три года средняя стоимость одного заказа, который выполняет компания, выросла вчетверо — до $1000. Ice Culture ежегодно поставляет 125 барных стоек изо льда водочному брэнду Ketel One, которым владеет компания Nolet Spirits USA (Калифорния). «Я организую корпоративные вечеринки во всех 50 штатах и в Канаде, — говорит Джеймс Райли из Nolet Spirits, — и могу сказать, что барные стойки от Джулиана, которые мы используем на мероприятиях, — самая качественная продукция такого рода».

Впрочем, это направление бизнеса Ice Culture не отличается стабильностью. К примеру, в начале прошлого года Торонто был охвачен паникой — все боялись атипичной пневмонии, в результате чего резко сократилось количество корпоративных совещаний и конференций. Ударили по бизнесу Ice Culture и введенные из-за угрозы терроризма проверки на пограничных постах в США — они задерживали грузовики с продукцией компании на американо-канадской границе. Ice Culture даже пришлось временно уволить 5 из 27 сотрудников, но сейчас все они снова приняты в штат. Иногда убытки приносят и некоторые идеи самого Бейли. Так, бизнесмен потратил несколько тысяч долларов на разработку нового токарного станка, позволяющего обрабатывать одновременно два блока льда, но аппарат оказался невостребованным.

Чтобы привлечь новых клиентов, Бейли ежегодно тратит на рекламу $50‑000 — главным образом на объявления в телефонных справочниках, а также на подарки и сувениры, которые раздают публике во время благотворительных акций и праздников. Большинство новых клиентов Бейли приобретает именно благодаря справочникам, а также людской молве. А одну из клиенток Бейли, по его словам, заполучил, когда грузовик Ice Culture остановился на красный свет на одной из улиц Оттавы. К фургону подбежала пожилая леди и, забарабанив по стеклу кабины, стала спрашивать у водителя, где можно купить ледовую скульптуру.

Сейчас в Ice Culture разрабатывают агрегат, который покрывает готовые скульптуры слоем пены. В такой дешевой «упаковке» скульптура не тает в течение пяти часов (или еще дольше, если поверх пены обложить скульптуру сухим льдом), и ее можно перевозить на обычном грузовике. Это означает, что Бейли сможет доставлять свои изделия, используя компании по доставке продуктов питания. Заодно с едой дистрибьюторы будут поставлять отелям и компаниям, занимающимся организацией приемов, ледовые скульптуры. Или привозить холодный товар семьям прямо к ужину.

Лед в цифрах

Повальное увлечение экстравагантными вечеринками открывает перед Ice Culture множество новых и порой весьма необычных бизнес-возможностей

  • $17 000 — такую сумму компания получила за выполненный изо льда макет автомобиля BMW Mini Cooper 
в натуральную величину.
  • 0% — объем отходов на предприятии по производству льда. Даже если готовый продукт расколется, лед растопят и сделают из него новый предмет.
  • 5,18 м — высота модели CN Tower, самого высокого здания 
в мире, которая стала частью сделанного изо льда макета Торонто.

Источник: Forbes

Новости партнеров