Вернуть по-хорошему | Forbes.ru
$59.34
69.64
ММВБ2130.39
BRENT62.00
RTS1128.72
GOLD1276.42

Вернуть по-хорошему

читайте также
+3088 просмотров за суткиВ ожидании санкций. Как американцы могут обрушить рубль +1985 просмотров за суткиЧеловек будущего. Новые технологии изменят наше тело и сознание к 2030 году +2240 просмотров за суткиПакистанский эмигрант Шахид Хан рассказал, как стать миллиардером, начав с мойки посуды +21 просмотров за суткиСаудиты меняют ландшафт мировой экономики +1278 просмотров за суткиМВД назвало имя подозреваемого в убийстве Пола Хлебникова +325 просмотров за суткиНародное достояние: 12 главных героинь премии ОК! Awards +1996 просмотров за суткиРуперт Мердок разбогател на $800 млн из-за слухов о продаже активов 21st Century Fox +2740 просмотров за суткиНе пить и не курить. Минздрав хочет сэкономить на лечении россиян +267 просмотров за суткиЖенщины более эмоциональны и страстны в бизнесе +1443 просмотров за суткиМатрешка, водка, балалайка. Как будет работать система tax free в России +2554 просмотров за суткиБорьба за выживание. Погибнет ли человечество из-за устойчивости к антибиотикам +566 просмотров за суткиДизайн в борьбе с Альцгеймером: 5 открытий Dubai Design Week +830 просмотров за суткиКод столетия: эволюция дресс-кода деловой женщины с 1917 до 2017 года +2286 просмотров за суткиИскусство оценки. Как правильно выбирать акции для инвестиций +6107 просмотров за суткиПутин был не прав: мусульманская Индонезия закупила свинину в России +6684 просмотров за суткиПроблема на 100 млрд рублей: бизнес пожаловался Путину на Медведева из-за новых сборов +1719 просмотров за суткиНездоровая практика: на какие уловки идут медицинские стартапы ради прибыли +1389 просмотров за суткиГлавный рулевой: смогут ли каршеринг-сервисы заменить автолизинг +1933 просмотров за суткиСигналы от ОПЕК+, налоговая реформа Трампа и облигации банков. Что важно знать инвестору на этой неделе +7969 просмотров за суткиОпасная зона: 10 признаков необходимости сменить работу +150 просмотров за суткиКлиентский опыт стал для бизнеса основным конкурентным преимуществом
03.09.2004 00:00

Вернуть по-хорошему

Банк «Русский стандарт» первым в России поставил на поток возврат долгов частных клиентов

Мечта Рустама Тарико, владельца банка «Русский стандарт», сбылась. Четыре года назад его банк первым начал выдавать в России экспресс-кредиты (15 минут — и вы владелец стиральной машины). Бизнес этот изначально строился «на продажу». И вот в июле этого года французский банк BNP Paribas объявил о покупке почти 50% «Русского стандарта».

Как Тарико достиг цели? Рецепт прост: он смело применял новые технологии и увольнял не согласных с его стратегией менеджеров. А одно из самых интересных его ноу-хау — это методика возврата долгов. До «Русского стандарта» никто в России ничего подобного не делал.

Ходят самые невероятные слухи относительно того, сколько кредитов не возвращается в банки. По официальным данным «Русского стандарта» — не больше 2,5%. Представитель другого банка признался Forbes, что реальные невозвраты по экспресс-кредитам в его банке составляют около 15%.

Как бы то ни было, подобные риски заложены в процентную ставку. В «Русском стандарте» средневзвешенная эффективная ставка по экспресс-кредитам составляла в 2003 году 60,8% годовых. Но даже при такой высокой доходности банк стремился сокращать потери. Еще в декабре 2001 года «Русский стандарт» создал специальную структуру с говорящим названием ООО «Агентство по сбору долгов», чей штат состоял из крепких мужчин, бывших сотрудников ФСБ и МВД. В конце 2003 года «Русский стандарт» впервые включил агентство в консолидированную отчетность, показав, как строятся их отношения.

Схема такова: банк по номиналу продает «Агентству» кредиты, по которым в течение четырех месяцев не было выплат, а «Агентство» «работает» с неплательщиками, возвращая деньги. Назад банку передаются только безнадежные кредиты, разобраться с которыми так и не удалось. По данным отчета «Русского стандарта» по МСФО за 2003 год, с начала работы «Агентства» по октябрь 2003 года банк продал ему кредитов на общую сумму 175 млн рублей. Безнадежных из них осталось лишь на 30 млн рублей.

Как удалось добиться такого высокого показателя? В самом «Агентстве» обсуждать с Forbes методы работы отказались, сославшись на то, что с появлением французских акционеров в компании идут перемены. Отказался от комментариев на эту тему и Тарико. Но бывшие сотрудники «Русского стандарта», с которыми удалось поговорить Forbes, пояснили, в чем состояла деятельность «Агентства».

Люди спортивного телосложения могли наведаться домой к заемщику, чтобы намекнуть на необходимость вернуть долг. В редких случаях они брали с собой участкового милиционера или же вывешивали в подъезде объявления, рассказывающие соседям о «проступке» клиента. Но обычно хватало телефонного разговора. По словам Александра Колошенко, начальника по развитию розничного бизнеса Райффайзенбанка, клиенты в России склонны недооценивать возможности банков, «но очень боятся, когда им звонят из некой компании «Безопасность и партнеры» и сообщают, что банк переуступил им долг».

Переуступая долги «Агентству», «Русский стандарт» лишь частично облегчал свой баланс от плохих долгов (по российским стандартам долг признается плохим, если просрочка платежа составляет более полугода) — к октябрю 2003 года их у «Русского стандарта» скопилось на 311 млн рублей, а на 1 июля 2004 года было уже 941 млн рублей. Впрочем, размер портфеля выданных кредитов на ту же дату составлял уже 19 млрд рублей.

Специальное агентство по сбору долгов пока есть в России лишь у «Русского стандарта», но в скором времени они, возможно, появятся и у других банков. Например, работой с должниками турецкого Финансбанка с недавнего времени руководит Анатолий Акимов, бывший гендиректор агентства «Русского стандарта».

В идеале российские банки мечтают о том, чтобы иметь возможность продавать проблемные потребкредиты (с дисконтом) какому-нибудь независимому агентству, которое бы с выгодой для себя разбиралось с нерадивыми заемщиками, — банки не хотят, чтобы их ассоциировали со сборщиками долгов. Проблема же в том, что независимых российских агентств пока нет, а западные только присматриваются к нашему рынку.

Применить западные технологии непросто. Самое главное отличие: в России ни у кого нет кредитной истории, испортить которую так боятся заемщики в других странах. Никаких законодательных норм, регулирующих деятельность агентств по возврату долгов, тоже нет. В Америке, к примеру, сборщикам долгов запрещается беспокоить неплательщика до 8 часов утра и после 9 вечера, грубо разговаривать, угрожать или оскорблять, рассылать письма, напоминающие по форме документы государственных органов, и т.д.

«Здесь же все базируется на психологии общения с человеком», — поясняет Александр Снурницын, руководитель направления по сбору долгов американской консалтинговой компании Mirantis. По словам Снурницына, Mirantis полтора года сотрудничала с одной из российских фирм, продающих компьютерную технику в кредит. В итоге уровень невозврата удалось снизить с 20% до 5–7%. Но, несмотря на удачный опыт, Снурницын не знает, продолжит ли компания развивать эту деятельность в России: «Пока здесь никто не знает, что это такое и сколько за это платить».

Камни растут

Чем выше цена на нефть, тем более крупные бриллианты предпочитают покупать посетители ювелирных магазинов

$25 цена нефти* — 0,25 размер камня**

$30 цена нефти — 0,5 размер камня

$35 цена нефти — 1,0 размер камня

*за баррель, **в каратах

Источник: «Кристалл»

Бриллианты из нефти

«Легкие деньги быстрее тратятся», — говорят ювелиры и не без удовольствия наблюдают за ростом мировых цен на энергоносители. Между ценой на нефть и спросом на бриллианты действительно существует связь. «Страна живет за счет сырья, жизнь становится лучше, и если раньше у нас покупали мелкие бриллианты, то теперь приобретают изделия с более крупными камнями», — говорит директор торгового дома компании «Ювелирный Дом» Виктор Тулупов. Конечно, стоимость нефти влияет на покупку бриллиантов опосредованно, но общая тенденция на мировом рынке такова: за год нефть марки Brent выросла в цене более чем на 50% до $44, а предметы роскоши в Европе подорожали на 6–10%. И это еще не предел. Эксперты отмечают, что рост спроса, в частности, на бриллианты отстает от роста цен на нефть минимум на три месяца.

— Мария Игнатова

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться