Зачем взрослеть?

Как сколотить состояние на любви к японским мультфильмам

Для 35-летнего недоучки, которого в свое время выгнали из колледжа за лень, Джон Ледфорд сделал совсем неплохую карьеру. Принадлежащая ему компания ADV Films — главный поставщик в США японских мультфильмов аниме. Лишь в этом году ADV выбросит на рынок 400 новых DVD, по этому показателю она уступает только «взрослым» кинокомпаниям MGM, Columbia TriStar и Warner Bros. (которые, заметим, торгуют вовсе не мультфильмами). По прогнозам, объемы продаж ADV Films в этом году вырастут на 30% до $150 млн — это треть всего американского рынка аниме.

Весь этот бизнес вырос из юношеского увлечения Джона видеоиграми. Пятнадцать лет назад самые популярные игровые приставки производили японские компании. Однако они не уделяли должного, по мнению Ледфорда, внимания американскому рынку: новейшие игровые консоли попадали в США с большим опозданием. В 1990 году Джон основал компанию Gametronics, чтобы самостоятельно возить приставки из Японии.

Торговля была организована прямо в гараже дома Ледфорда. Он закупал, к примеру, игровые приставки Super Famicom от Nintendo или Mega Drive от Sega по $150 за штуку, а продавал за $1500 — любители игр готовы были платить любые деньги, лишь бы не ждать, когда наконец начнутся официальные продажи новинок в США. Торговал Ледфорд и привезенными из Японии видеоиграми. «К нам выстраивались очереди из желающих приобрести экземпляр новой игры Street Fighter за $135, хотя клиенты знали, что всего через месяц-другой на рынке появится американская версия игры, вдвое дешевле», — вспоминает бизнесмен.

В 1992 году приятель Ледфорда Мэтью Гринфилд дал ему посмотреть классику аниме — «Мой сосед Тоторо». Сюжет мультфильма: две сестры, плутая по лесу, встречают Короля Тоторо — доброго духа, повелевающего ветрами и деревьями. Приняв облик огромного кролика, Тоторо сопровождает сестер в их приключениях. В Японии такие фильмы пользуются невероятной популярностью. Достаточно сказать, что многочисленные поклонники Тоторо настояли на том, чтобы изумрудный лес, который вдохновил авторов на создание этого мультфильма, был объявлен национальным парком.

Ледфорда вдохновляла совсем другая «зелень». Он тут же создал на паях с Мэтью Гринфилдом компанию ADV, чтобы торговать аниме в США. Начать решили с ленты «Йоко — охотница за дьяволом», снятой по мотивам популярнейшей видеоигры. Переговоры с владельцем прав на «Охотницу», японской кинокомпанией Toho (известной своими фильмами про Годзиллу), длились два месяца. «Мы, конечно, немного сомневались в способностях Ледфорда организовать дистрибуцию фильма, — вспоминает Сёдзе Ватанабе, гендиректор отделения Toho в Лос-Анджелесе. — Но тогда мы просто не смогли найти другого дистрибьютора».

За авторские права, изготовление субтитров и печать 8000 копий мультфильма Джону пришлось выложить $100 000, но все затраты окупились за 90 дней.

С тех пор популярность аниме за пределами Японии выросла в разы. За эксклюзивные права на дистрибуцию картины по всему миру ADV теперь платит от $1 млн до $2,6 млн, когда речь идет о сборнике короткометражек, и от $500‑000 до $5 млн, если объектом договора становится полноформатный фильм. Еще $10 000–20 000 приходится тратить на переозвучание каждого 30-минутного фрагмента картины. Ремастерингом звуковых дорожек к фильмам занимается производственный центр ADV в Хьюстоне, располагающий восемью тон-студиями. «Американский зритель привык, что если из оружейной башни показывается ствол, то непременно должен быть слышен металлический лязг», — объясняет Кевин Коркоран, исполнительный директор компании, пришедший в ADV четыре года назад. Дублированием фильмов на английский язык занимается целая армия из 400 актеров.

Но и этого Ледфорду уже мало. С конца 2002 года ряд сетей кабельного телевидения по соглашению с ADV предоставляет во всех крупных городах Северной Америки услугу anime on demand: подписчик этих сетей за небольшую плату может заказать трансляцию любого фильма из обширной видеотеки Ледфорда. И кто же смотрит все эти мультфильмы? Миллионы зрителей, главным образом лица мужского пола в возрасте от 15 до 34 лет, которым особенно нравятся «крутые» рисованные боевики вроде Samurai X и Neon Genesis Evangelion.

В июле 2004 года в тех же кабельных сетях ADV запустила Anime Network — круглосуточный канал, демонстрирующий только мультфильмы и рекламу. Успеху предприятия должны способствовать небольшие стартовые расходы. Большинство кабельных каналов тратит не меньше $100 млн. ADV собирается выйти на рентабельность через три года, инвестировав в канал $50 млн. Главное, что расходы на приобретение контента будут минимальны — ADV и без того уже обладает правами на 1500 фильмов аниме. Ледфорд рассчитывает, что к концу года к Anime Network подключится 1 млн домохозяйств США.

Программный директор кабельного канала Cartoon Network Роберт Хиггинс указывает на то, что заполнить эфир Anime Network очень сложно: «24 часа вещания в сутки — это много, даже если ты владеешь правами на все существующие аниме».

Но у ADV есть рецепт решения этой проблемы — аниме можно делать и своими руками. Команда из сценаристов в Хьюстоне и художников-мультипликаторов в Японии и Корее работает сейчас над многосерийным фильмом «Мятежная Луна». История такова: Луна — это замаскированный космолет с далекой звезды, экипаж которого 50 тысяч лет назад покинул корабль и отправился на Землю. Все это время корабль «дремал», но когда одного заблудившегося астронавта втянуло внутрь Луны и он раскрыл тайну корабля, началась ожесточенная битва за контроль над космолетом.

Что ж, по крайней мере, это не очередное реалити-шоу.

Новости партнеров