Море советов

Чтобы изучить премудрости фондового рынка, необязательно корпеть над учебниками или глотать пыль в душных аудиториях

Бывший преподаватель Розмари Виттлингер из Флориды и ее муж Питер, врач-онколог, — опытные путешественники. Но летом этого года они впервые отправились в совершенно новый для себя круиз. Внешне — все как обычно: шикарный океанский лайнер, отличный сервис, прекрасная кухня, экскурсии. Непривычно выглядит лишь распорядок дня на борту. В течение десяти дней, пока длилось плавание, по утрам — семинары по акциям и облигациям, по вечерам — обеды и коктейли с известными специалистами по фондовому рынку.

Морские прогулки, организованные специально для частных инвесторов, — услуга, существующая в США уже четверть века. Продвигает ее специализированная компания Intershow. Она договаривается с круизным оператором Crystal Cruises об аренде мест на многопалубных лайнерах, а со СМИ и исследовательскими компаниями — об организации культурной программы. Постепенно у Intershow сложился круг из нескольких постоянных партнеров: Forbes Inc. (по лицензии этой компании издается русский Forbes); телекомпания СBS; телезвезда, автор популярной программы об инвестициях Луис Рукейзер; пара-тройка американских институтов и консалтинговых фирм.

Маршруты круизов подбираются обычно на вкус американцев и в основном пролегают вдоль побережья США с заходом в Латинскую Америку, очень много программ на островах Карибского моря — традиционном регионе круизного туризма. «Я несколько раз бывала в круизах для инвесторов, — говорит Кимберли Росс, представитель компании Intershow. — Последний раз — в плавании по Южному морю, с отплытием из Пекина, через Окинаву и Шанхай до Гонконга». Forbes часто устраивает круизы по Европе, в следующем году, например, состоится морская поездка по странам Балтии — корабль, среди прочих городов, зайдет в Санкт-Петербург (см. справку).

Семья Виттлингеров выбрала другой круиз, организованный Forbes, — вдоль побережья Великобритании. «В первую очередь для нас был важен маршрут плавания, — говорит Розмари, — ну и, конечно же, возможность больше узнать о том, как управлять рынком».

Основная тематика всех круизов, проводимых Intershow и ее партнерами, — это различные способы инвестиций. Обычно в поездку приглашают нескольких звезд фондового рынка — портфельных менеджеров ведущих паевых фондов, аналитиков, чьими рекомендациями пользуются крупнейшие банки, авторов известных книг об инвестициях. Во время круизов Forbes к путешествующим обязательно присоединяются главный редактор журнала Стив Форбс и издатель Рич Карлгаард.

За удовольствие общаться с первыми лицами приходится доплачивать — средняя стоимость 10-дневного инвестиционного круиза составляет $7000–13000, на 30–40% дороже обычных путешествий на океанском лайнере. И хотя плата обычно взимается за семейную пару, на палубах и в конференц-залах мужчин явно больше, чем женщин, — видимо, не всем представителям сильного пола удается убедить своих жен отправиться в столь познавательное путешествие. «Женщин немного, — подтверждает Кимберли Росс из Intershow, — но с каждым годом их число увеличивается».

Немного бывает и европейцев. «У нас были представители Румынии, Бельгии, Германии и других европейских стран», — говорят в Intershow, отмечая, что участники плавучих конференций — в основном американцы. Русских среди пассажиров и вовсе не было. Что тоже неудивительно. Многим мешает языковой барьер, к тому же большинство обсуждаемых тем не имеют к России (и даже к развивающимся рынкам) никакого отношения, да и рекламы, рассчитанной на российских клиентов, не ведется.

У круизов есть, конечно, и недостатки — корабль приходится делить с обычными путешественниками, заказавшими себе каюты на это время года. А это значит, что в разгар серьезного семинара совершенно неожиданно из динамика громкой связи вам могут сообщить, что второй бассейн уже открыт, а комната для игры в лото переместилась с четвертой палубы на седьмую. Средний возраст участников инвестиционных круизов — за 50, среди них много пенсионеров, желающих получить нестандартные советы, как управлять своими деньгами. Но у этих путешествующих инвесторов есть чему поучиться.

«Я вынес два урока из круизов, — говорит Майкл Мерфи, главный редактор и основатель издания California Technology Stock Letter, в интервью газете New York Times. — Во-первых, среди пассажиров очень много действительно мудрых инвесторов, которые сделали огромные деньги или же обладают огромной информацией о рынке. И, во-вторых, из личного общения с людьми я, наконец, понял, что их смущает и что волнует».

Новости партнеров