Повороты
Вираж Федорова
В мае Forbes писал, что будущее «Иркута», крупнейшей частной военно-промышленной корпорации России, туманно. Возможности продаж ее главного продукта — тяжелого многофункционального истребителя Су-30 — ограничены. Китай и Индия свои ВВС укомплектовали, а другие страны из числа традиционных клиентов российского ВПК вряд ли смогут осилить масштабные закупки этого оружия.
К концу сентября основной совладелец «Иркута» Алексей Федоров нашел выход: он стал гендиректором госкомпании РСК «МиГ» и тут же объявил, что слияние «МиГа» и «Иркута» не за горами. Легкий истребитель МиГ-29 почти вдвое дешевле Су-30, «МиГ» уже подписал контракты на сумму $1,4 млрд, и на подходе сделки еще на $3 млрд. Однако за все приходится платить. Сейчас менеджмент «Иркута» владеет контрольным пакетом акций — в ходе объединения этот пакет наверняка уменьшится за счет роста доли государства.
Признание в‑миллиарде
Публикуя список богатейших бизнесменов 2004 года, Forbes оценил состояние главы «Стальной группы Мечел» Игоря Зюзина в $1,1 млрд. В октябре группа «Мечел» в рамках подготовки к размещению ADR на Нью-Йоркской фондовой бирже раскрыла информацию о своих акционерах: Зюзину принадлежит 47,8% акций. Холдинг, включающий Челябинский меткомбинат, Коршуновский ГОК, «Южуралникель», 17% акций Магнитогорского меткомбината, инвестиционные аналитики оценивают в $2,5 млрд. Следовательно, капитал Игоря Зюзина, по состоянию на октябрь, — $1,19 млрд.
Рубль за километр
Forbes писал в октябре, что для удовлетворения социально-экономических потребностей России протяженность автодорог нужно увеличить в два с половиной раза. Деньги на такой мегапроект, как мы предполагали, можно найти только у частных предпринимателей. Уже 7 октября на заседании правительства глава Минтранса Игорь Левитин заявил о необходимости государственно-частного партнерства в развитии транспортной сети. Министр предлагает сдавать в концессии аэродромные хозяйства, инфраструктуру морских портов, железные и автомобильные дороги. К концу года должен быть принят закон о платных дорогах, строительство которых будут финансировать на паритетной основе государство и частный капитал. Ориентировочная цена проезда по платному автобану — рубль за километр.