02.11.2004 23:00

К бордюру!

Дэниел Фишер Forbes Contributor
Кого, кроме властей, кормят штрафы за неправильную парковку автомобилей

История свободы — это по большей части история строгого соблюдения процессуальных норм. Когда член Верховного суда США Феликс Франкфуртер писал эти слова в 1943 году, он вряд ли адресовал их жителю современного нам Нью-Йорка Глену Болофски. Франкфуртер говорил тогда о непомерно больших сроках тюремного заключения, назначаемых за совершение убийства. Но и Болофски, похоже, принял слова судьи близко к сердцу.

Вот уже 21 год он помогает автомобилистам находить совершенно законные способы борьбы с «самым жестоким и деспотичным режимом на планете». Эти слова Болофски относятся к нью-йоркскому Бюро по борьбе с нарушениями правил парковки (Parking Violations Bureau). «Мы воюем за свободу, — говорит Глен Болофски, управляющий делами своей фирмы из тесного офиса в соседнем с Нью-Йорком штате Нью-Джерси. — За свободу въезжать в город на автомобиле и парковать его, не боясь, что тебя оштрафуют, а твою машину отбуксируют на штрафную стоянку».

Болофски рассчитывает, что эта борьба принесет ему в 2004 году $3 млн дохода. Инструмент получения денег — интернет-сайт Parkingticket.com, дающий платные советы, как обжаловать решение Parking Violations Bureau о взыскании штрафа. Основанием для отказа от уплаты штрафа могут быть технические ошибки в квитанциях — неправильно указанные номер автомобиля, время и место парковки. Кроме того, и многие правильно оформленные штрафные квитанции выписываются неправомерно. В Нью-Йорке ежегодно выдают около 9 млн квитанций за нарушения правил парковки, однако после рассмотрения поданных автовладельцами апелляций суды аннулируют или снижают размеры более миллиона штрафов.

Заклятый враг Глена Болофски — Марта Старк, глава финансовой комиссии мэрии Нью-Йорка. Старк уверяет, что ее работа направлена против сайта Parkingticket.com. За последние пару лет сделано немало. Например, с недавних пор нарушители могут подать протест по поводу штрафа непосредственно на сайте финансового департамента. «Я не думаю, что есть смысл платить кому-либо за то, что ты в состоянии сделать сам», — говорит Старк. Кроме того, Старк обязала работников суда определить наиболее распространенные ошибки, которые допускают выписывающие штрафные квитанции агенты Parking Violations Bureau.

По мнению Старк, конец бизнеса Болофски близок — уже в скором времени агентам выдадут портативные компьютеры для автоматического составления квитанций. Компьютер будет считывать все данные автомобиля со штрихкода на его регистрационных номерах, время неправильной парковки сверять по эталонным атомным часам в Колорадо, а место — по данным GPS (глобальная система спутниковой навигации). Траты на закупку такой техники практически оправданны. Штрафы в Нью-Йорке весьма высоки — от $115 за машину, просто оставленную на автобусной остановке или у пожарного гидранта, до $180, если вы заняли место парковки для инвалидов. В 2004 финансовом году город уже заработал на нарушителях правил парковки $537 млн, и заработает еще больше — если все штрафы будут выписывать правильно.

Болофски тем не менее спокоен. Во-первых, у него есть запасные варианты: Parkingticket.com уже предлагает свои услуги автолюбителям из Вашингтона и Сан-Франциско, в случае необходимости можно расширить бизнес на всю Америку. Во-вторых, ему уже приходилось сражаться с мэрией Нью-Йорка, и делал он это довольно успешно.

В начале 1980-х, когда Болофски еще служил бухгалтером в «Карнеги-Холл», его страшно раздражала путаница с трактовкой правила, запрещавшего в зависимости от дня недели парковку на четной или нечетной стороне улицы. Из этого правила существовало множество исключений: запрет не действовал, к примеру, в дни, когда отмечались такие церковные праздники, как Пепельная среда и День Вознесения Господня, — но, похоже, об этом не знал никто, включая агентов, выписывающих штрафы.

Предприимчивый бухгалтер в 1983 году наладил выпуск календарей, в которых по дням было расписано, на какой стороне улицы следует парковать машину. В год расходилось до 20‑000 единиц товара стоимостью $6,95 за штуку — при этом 2000 календарей в год заказывал профсоюз агентов, выписывающих штрафы за неправильную парковку. Продвигал свой товар Болофски изобретательно — например, устраивал конкурс «Самый жуткий кошмар года, связанный со штрафами за неправильную парковку».

В начале 1990-х городские власти Нью-Йорка сами наладили выпуск такого календаря — причем бесплатного. Но к тому времени Болофски уже был на шаг впереди «конкурента». Сначала он наладил торговлю брошюрой «Z System» (цена — $1,50), дающей инструкции, как избежать уплаты штрафа за нарушение правил парковки. А в 1993 году разработал компьютерную программу Alarm. И хотя, как он утверждает, «у половины потенциальных клиентов тогда еще не было компьютеров», в первый же год Болофски сумел продать 100 копий по $295 каждая.

Сайт Parkingticket.com — это, собственно говоря, усовершенствованный вариант программы Alarm. Заплатив за услуги сайта сумму, равную половине наложенного штрафа, клиент в специальной онлайновой анкете указывает все параметры своего «преступления». Parkingticket.com автоматически определяет вариант оправдания, даже в случае если квитанция выписана без ошибок и за дело, — например, предлагает сказать, что «машину пришлось припарковать в неположенном месте, поскольку водителю потребовалась срочная медицинская помощь». В течение нескольких минут пользователь получает заполненное исковое заявление, которое тут же, по электронной почте, отсылает в суд. Если штраф в результате не будет аннулирован, Болофски вернет деньги клиенту.

В этом году хозяин Parkingticket.com планирует потратить на рекламу своих услуг $500 000. Только так можно привлечь самых выгодных клиентов — корпоративных, например, телекомпании и курьерские службы, сотрудники которых ежегодно платят тысячи штрафов за неправильную парковку. Болофски утверждает, что 75% «курируемых» им исков удовлетворяют. Марта Старк говорит, что 40% от общей массы исков суд отклоняет, а еще в 30% случаев снижает размеры штрафа.

Уцелеет ли бизнес Глена Болофски после реформ, затеянных мэрией Нью-Йорка? Враг Parking Violations Bureau утверждает, что деньги для него не главное: «У меня есть 10 лет на то, чтобы изменить всю эту систему. У меня двое ребятишек — одному 6 лет, другому 10. Через десять лет они сядут за руль, так что сейчас самое время добиваться поставленной цели».

Долгий суд

Российские жители тоже имеют возможность оспорить действия властей в отношении неправильно припаркованного автомобиля. Правда, штраф за эту провинность мало у кого вызывает недовольство — это всего 50 рублей. Но в конце прошлого года правительство постановлением №759 узаконило принудительную эвакуацию транспортных средств. За работу эвакуатора автолюбитель должен будет заплатить 1809 рублей плюс 52,7 рубля за каждый час «пользования» штрафстоянкой. Тут уже есть о чем поспорить.

По данным Центра организации дорожного движения правительства Москвы, эвакуацией неправильно припаркованных машин в столице занимаются ГУП «Гаражно-техническое обслуживание Москвы» и ГУП «Мострансконтроль». Общий парк эвакуаторов составляет 60 машин. Ежедневно они вывозят на штрафные стоянки в среднем 250 машин. Но следует помнить, что основанием для эвакуации может быть только «нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а также остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле». Если вы хоть и нарушили правила, но не создали пробки — вам грозит только упомянутый штраф в 50 рублей.

Более того, эвакуаторов должны интересовать лишь те автомобили, владельцев которых не удалось обнаружить поблизости. Увозить машину из-под носа у хозяина незаконно. Если вы считаете, что муниципальные сотрудники, умыкнувшие ваш автомобиль, нарушили вышеизложенные правила, обратитесь в суд.

Другое дело, что разбирательство будет долгим — по оценкам адвоката Леонида Ольшанского, от полугода до года. Сначала нужно заплатить штраф, потом получить в письменной форме отказ вернуть эти деньги, затем ждать слушаний в суде. Потому индустрии, которая зарабатывает на протестах по штрафам, в России пока нет. «Когда пострадавшие обращаются в суд, дело часто решается в их пользу, но юристы не любят этим заниматься, — говорит в интервью Forbes адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов Олег Шустов. — Времени потратишь столько, сколько на обычное дело, а отыграешь всего 2000 рублей. Вот если штрафы возрастут, тогда и будет интерес заниматься этим».

—Анастасия Жохова

Только цифры

  • $537 млн — доход Нью-Йорка от штрафов за‑неправильную парковку в‑2004 финансовом году.
  • 36 — число частных агентств, получивших от Parking Violations Bureau право выписывать штрафы за парковку в Нью-Йорке.
  • $85 — средний размер штрафа.
  • 11% выписанных штрафов аннулируются или пересматриваются в сторону уменьшения.

Источник: NYC Parking Violations Bureau

Новости партнеров