03.12.2004 00:00

Повороты

Преимущества кризиса

О«цистерновом буме» Forbes писал в июльском номере. Экспорт нефти из России рос, рос и спрос на железнодорожные цистерны для перевозки нефти. Цены на это средство транспорта тоже шли вверх, причем бешеными темпами — на $1000 в отдельные месяцы. Цистерны, которые раньше можно было купить по $15 000, в июле этого года стоили уже $36 000 — и на них была очередь.

Наибольший вклад в железнодорожный ажиотаж внес ЮКОС, наращивавший экспорт продукции в Китай. Вся нефть в эту страну шла по рельсам; в 2003 году компания поставила Китаю 2,5 млн т нефти, план на 2004 год составлял 3,86 млн т. Но в сентябре ЮКОС остановил поставки — судебные разбирательства лишили компанию средств, необходимых для финансирования этой деятельности. В результате много цистерн высвободилось и попало на рынок. Вот уже три месяца цены на цистерны стоят на месте — участники рынка полагают, что в ближайшее время этот товар начнет дешеветь.

—Алексей Амётов

Возвращение

Как писал Forbes в июле, глава компании Coalco Василий Анисимов, один из крупнейших совладельцев российского алюминиевого комплекса в 90-е годы, устал отдыхать. Три года про этого человека, продавшего все свои активы в России, ничего не было слышно. И вот новости: Coalco инициирует восемь строительных проектов в Москве, Нью-Йорке и Загребе. «Пока я активный человек, пока могу трое суток не спать — надо двигаться вперед», — заявлял тогда Анисимов в интервью Forbes.

Новости продолжают поступать. В октябре появились сообщения, что Анисимов возвращается в металлургию: он договорился объединить активы с Алишером Усмановым и Борисом Иванишвили. Усманов продаст партнерам существенную долю комбината «Уральская сталь» (бывшее АО «НОСТА»), а Иванишвили — едва ли не половину акций Михайловского ГОКа и АО «Тулачермет». Анисимов будет участвовать в создании металлургического холдинга деньгами. «Сейчас мы определяем стоимость всех компаний. Чтобы понять, в каких пропорциях мы будем все выступать в этом холдинге», — заявил Анисимов корреспонденту Forbes. Бизнесмен утверждает, что не намерен возвращаться в металлургию как менеджер: «Я считаю эти инвестиции достаточно удачными и потому даю деньги — выступаю просто в качестве финансового инвестора».

—Александр Сазонов

Качеству — бой

В сентябре Forbes выразил сомнение в том, что завод «Иж-Авто», производитель вазовских «шестерок» и «четверок», сможет долго развивать бизнес за счет устаревших моделей. Уже 25 октября главный конвейер «Иж-Авто» приостановил работу до 15 ноября. В «СОКе» уверяют, что остановка была плановой и за это время на заводе была произведен ремонт и монтаж нового оборудования. Аналитики уверены, что производство было остановлено из-за снижения спроса на «ижевскую» продукцию и затоваривания складов. «Объединенная финансовая группа» прогнозирует, что в этом году потребители впервые в истории потратят больше денег на новые иномарки, чем на новые российские автомобили: $4,8 млрд против $4,3 млрд. «Иж-Авто» ищет выход из создавшейся ситуации: для оснащения старых моделей пластмассовыми обвесами завод оснастили японским оборудованием по изготовлению полиэтиленового листа; ижевцы готовят площадку для сборки автомобиля Kia Speсtra. Серийное производство последнего планируют запустить в 2005 году (план года — 8000 штук).

—Игорь Попов

Новости партнеров