Балтийский призыв | Forbes.ru
сюжеты
$58.77
69.14
ММВБ2143.99
BRENT63.26
RTS1148.27
GOLD1256.54

Балтийский призыв

читайте также
+1035 просмотров за суткиРусская рулетка. Как западные нефтяные компании выучили правила игры +682 просмотров за суткиКнижная полка миллиардера: что читают богатейшие люди планеты +25 просмотров за суткиОлигарх и лучший друг Запада. Как Михаил Ходорковский стал богатейшим человеком России $5 млрд за активы в Крыму: «Нафтогаз» подал в Гааге новый иск к России +4 просмотров за суткиЛучшие люди города: зачем миллиардеры становятся консулами Дорогая сталь. Главные российские металлурги разбогатели больше чем на $1 млрд за полдня +22 просмотров за суткиАлексей Мордашов стал самым богатым человеком России по версии Forbes Халатное обращение с гостайной: уволен гендиректор «Силовых машин» Роман Филиппов Мордашов купил платформу для оптимизации HR-процессов Potok +21 просмотров за суткиТрудовые будни: чем занимались олигархи на Питерском форуме Лондонский сиделец: российские власти сняли обвинения с экс-юриста ЮКОСа Дмитрия Гололобова Миноритарии «Юкоса» пытаются выяснить, куда делись деньги от продажи зарубежных активов +42 просмотров за суткиАлексей Мордашов: как замкнутый мальчик приобрел влиятельных друзей и стал олигархом +75 просмотров за суткиКлуб 33 миллиардеров: кто контролирует более 50% капитала участников списка Forbes Вышел майский номер Forbes +3423 просмотров за сутки25 богатейших бизнесменов России — 2017 +73 просмотров за суткиОпубликован рейтинг 200 богатейших бизнесменов России 2017 года Схема с Росрезервом? ДНР и ЛНР смогут получать руду для металлургов из России +9 просмотров за сутки«Стратегический резерв» Путина: пять миллиардеров в Арктике +2996 просмотров за суткиБогатейшие люди России в мировом рейтинге Forbes — 2017 +322 просмотров за суткиПутин и РСПП: что стало с миллиардерами «профсоюза олигархов» за 14 лет
#ЮКОС 03.01.2005 00:00

Балтийский призыв

Михаил Козырев Forbes Contributor
ЮКОС теряет позиции в Прибалтике. На его место метят компании, более лояльные российским властям

Еще полтора года назад, летом 2003 года, Михаил Брудно, вице-президент и совладелец нефтяной компании ЮКОС, слал премьер-министру Латвии Эйнарсу Репше гневные письма. Брудно требовал убрать посредников, связанных с владельцами порта в городе Вентспилсе, и обещал полностью загрузить порт, обеспечив перевалку до 12 млн т нефти и нефтепродуктов в год.

Прибалтийские порты еще при СССР считались главными морскими воротами страны. После распада Союза транзит через страны Балтии остался выгодным делом. Незамерзающий порт в Вентспилсе был настоящей жемчужиной балтийского транзита — к нему подведены магистральный нефтепровод и нефтепродуктопровод. Поставки нефти через Вентспилс теоретически были наиболее эффективны, но мешала цепочка посредников. Если бы ЮКОС купил порт, проблема решилась бы автоматически, однако хозяева порта расставаться с прибыльным бизнесом не спешили.

В соседней Литве покупка нефтеперерабатывающего завода, принадлежащего компании Mazeikiu Nafta, и ее портового терминала в Бутинге, мощности которого позволяют переваливать около 12 млн т нефти и нефтепродуктов, обеспечила компании Михаила Ходорковского господствующие позиции. В Эстонии присутствие нефтяного гиганта было менее заметно, хотя ЮКОС всерьез намеревался создать там сеть АЗС.

С тех пор как основной владелец ЮКОСа оказался за решеткой, влияние компании в Прибалтике ослабло. Между тем балтийский транзит остается значимым бизнесом — за девять месяцев 2004 года через порты Эстонии, Латвии и Литвы было перевалено 45 млн т нефти и нефтепродуктов. Это около $200 млн доходов и не менее $80 млн прибыли только от транспортных и погрузочных операций. Кто сегодня здесь правит бал?

В ноябре 2004 года в фешенебельном таллинском Rocca al Mare Onistar Tennis Hall состоялся не совсем обычный турнир. Играли владельцы и топ-менеджеры компаний, причастных к нефтяному бизнесу в странах Балтии. «Они уже пятый или шестой год собираются в Таллине. Последние два года у нас», — рассказала администратор теннисного центра Валерия Хейнсо.

Всего играют человек двадцать. Состав более или менее постоянен. Мероприятие носит закрытый характер, посторонних в арендованный зал, где проходят соревнования, не пускают. Среди наиболее заметных игроков — Геннадий Тимченко, крупнейший трейдер компании «Сургутнефтегаз» и известный любитель тенниса. Он, например, финансирует проходящий в Финляндии кубок IPP Open (от названия одной из компаний предпринимателя International Petroleum Products). Поводом для визита в Таллин, помимо желания поиграть, послужило партнерство с «Северстальтрансом», одной из крупнейших российских транспортных компаний.

«Северстальтранс» на 50% принадлежит Алексею Мордашову. В 2004 году компания купила эстонского портового оператора Estonian Oil Services (EOS), и теперь у «Северстальтранса» есть мазутный терминал в Таллинском порту, способный переваливать с железной дороги в танкеры около 5,8 млн т нефтепродуктов в год.

«Северстальтранс» участвует в строительстве еще одного терминала — Trendgate. Когда он будет введен в действие, суммарный объем годовой перевалки в контролируемых российской компанией эстонских терминалах может достичь 11‑млн т нефти и нефтепродуктов в год. Перевалка нефти и нефтепродуктов в портах Эстонии как раз и есть тот бизнес, который, по утверждению местных экспертов, «Северстальтранс» делает вместе с Тимченко.

«Северстальтранс» обзавелся в Эстонии, помимо терминалов, собственным железнодорожным оператором — компанией Spacecom с 3000 цистерн и пятью магистральными локомотивами. Компания перевозит около 600‑000 т нефти в месяц, что составляет 20% эстонского нефтяного транзита. По большей части это нефтепродукты с принадлежащего «Сургутнефтегазу» Киришского НПЗ, которые поставляет компания «Трансойл». Управляет этим бизнесом еще один партнер «Северстальтранса» — Олег Оссиновский. «У моей личной компании Skinest Project в Spacecom — 10%», — рассказал Оссиновский Forbes.

Дружественные нефтетрейдеры, обеспечивающие поставки; порты, где нефть грузится на танкеры; собственные цистерны и локомотивы. Чего не хватает? Мощностей для ремонта подвижного состава. Эту проблему «Северстальтранс» решил, взяв под контроль завод в Даугавпилсе (Латвия). С лета 2004 года Spacecom и Skinest Project владеют 84,3% акций предприятия.

[pagebreak]

Возглавил компанию Оссиновский. Новые владельцы первым делом вернули заводу традиционное название — Даугавпилсский локомотиворемонтный. Затем объявили о сокращении персонала на 10%. Возможно, жесткие меры помогут улучшить положение на заводе, который за девять месяцев 2004 года показал убыток в €1,16 млн.

Что дальше? Наиболее вероятный вариант — покупка порта в Вентспилсе. Того самого, где ЮКОС пытался изменить условия перевалки в 2003 году. Сегодня владельцы порта должны стать сговорчивее. Российская трубопроводная монополия «Транснефть» закрыла направление на Вентспилс, чтобы пустить нефть через Приморск — новый российский порт в Финском заливе. Теперь основной объем перевалки Вентспилсу дают нефтепродукты, поступающие по железной дороге. Рентабельность бизнеса упала, и хозяева порта уже готовы его продать.

В ноябре Олег Степанов, один из основных совладельцев Ventspils Nafta, заявил, что потенциальный покупатель найден и ему сделана оферта. Кому именно предлагается порт, Степанов говорить отказывается. Уточняет лишь, что это крупная российская транспортная компания. По сведениям Forbes, предложение о покупке было получено в «Северстальтрансе». Официальные представители этой компании комментировать ситуацию отказываются.

Остается еще литовский актив ЮКОСа — Mazeikiu Nafta и терминал в Бутинге. Один претендент на эту часть компании Михаила Ходорковского уже определился. Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов заявил, что, если литовский бизнес ЮКОСа будет продаваться, его компания готова его купить.

Пока, впрочем, владельцы ЮКОСа храбрятся. «Мне ничего неизвестно о планах менеджмента компании ЮКОС продать Mazeikiu Nafta», — заявил Михаил Брудно в интервью Forbes.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться