Где домохозяйки?

Ольга Промптова Forbes Contributor
Обеспеченные женщины предпочитают работать, а не сидеть дома

Где коротает вечера средний класс, более или менее известно: в кино, ресторане, фитнес-центре или на худой конец дома — у телевизора. Американский студент Билл Занкер в 1980 году придумал альтернативу: по вечерам можно учиться. Основанная Занкером компания не предлагала длительных курсов с глубоким изучением предмета. Learning Annex — это что-то вроде образовательного фаст-фуда: продолжительность курса — один вечер, цена — от $35, стиль преподавания — без претензий на глубокие знания, темы — от «Как похудеть с помощью гипноза» до «Как писать биографии». К фирме Занкера в Америке относятся с иронией, но это не мешает компании оставаться одним из‑лидеров национального рынка образования для взрослых: 200‑000 слушателей приносят компании около $10‑млн в год.

Российский аналог Learning Annex весной 2004 года решили создать супруги-предприниматели Алан Руве и Наталья Киселева. Американская концепция сработала во всем, кроме тематического плана. Психология, эзотерика, красота и здоровье — все то, что идет на ура в США, в России спросом не пользуется. По этой причине, как рассказала Forbes Наталья Киселева, пришлось отменить, например, курсы «Все, что необходимо знать о‑диете».

Сделав ставку на дамскую аудиторию, Руве и Киселева не ошиблись. Доля женщин среди клиентов российской компании оказалась даже больше, чем у ее американского прототипа: 80% против 65%. Феномену есть несколько объяснений. Во-первых, женщин в Москве просто на 4% больше, чем мужчин. Всего в столице, по данным Росстата, проживает 3,2 млн женщин в возрасте от 16 до 54 лет.

Во-вторых, женщины более мужчин склонны заниматься чем-то организованно, в группах. «Мужчины — индивидуалисты», — объясняет доктор социологических наук Наталья Тихонова, замдиректора Института комплексных социальных исследований РАН.

В-третьих, дамы традиционно больше занимаются саморазвитием. По данным опроса компании «Комкон», женщины из среднего класса чаще заявляют, что, имей они сумму, достаточную для выполнения любых планов, потратили бы ее на собственное образование.

Основатели «Сити Класса» не учли одного. Традиционной для Запада прослойки домохозяек в России нет. Численность российских домохозяек, принципиально не желающих искать работу, составляет 8–10% от общего числа трудоспособных женщин. По словам социолога Тихоновой, корни явления — в советских устоях, по которым женщина должна была иметь работу, даже если ее муж занимал высокое положение в обществе. Статус человека в России до сих пор определяется тем, что он представляет сам по себе, а не статусом его супруга (супруги). Поэтому в России женщина трудится, даже если может себе позволить не работать. Тогда как в Северной Америке и Европе замужняя женщина из среднего класса нередко занимается только собой, семьей и домом. И это оставляет ей время на изучение «несерьезных» предметов.

Среди клиентов «Сити Класса» вообще мало замужних женщин — у них не хватает времени на учебу. Большинство слушателей — одинокие или бездетные дамы, сосредоточенные на карьере. Вовремя переориентировавшись, Руве и Киселева теперь предлагают больше семинаров о том, как сделать карьеру или начать бизнес. Дела пошли неплохо: у «Сити Класса» 500 слушателей, в конце 2004 года компания достигла оборота около $20‑000 в месяц и, как утверждают ее владельцы, вышла на точку безубыточности.

Новости партнеров