Кому дорога память

Эмили Лэмберт Forbes Contributor
Скрепбукинг — самое модное увлечение в Америке. Кто знает, может, оно докатится и до России

На свете так много людей, которым нужна наша помощь», — говорит Ронда Л. Андерсон под одобрительные аплодисменты 4000 женщин, съехавшихся со всей Америки в Миннеаполис на собрание лучших торговых агентов компании Creative Memories. Ронда Андерсон, 47-летняя соучредительница фирмы, когда-то была миссионером в Индонезии. Но помощь, о которой она говорит сейчас, не духовная. Она коммерческая, хотя с эмоциональным оттенком.

Собравшиеся в Миннеаполисе женщины празднуют ошеломляющий успех нового всеамериканского хобби — скрепбукинга. Скрепбукинг — это изготовление альбомов, куда наряду с семейными фотографиями вклеиваются мемуары и связанные с этими воспоминаниями предметы: аппликации, стикеры, салфетки, пуговицы, корешки билетов, засохшие листья, детские рисунки… В жизни человека просто нет таких событий, которые бы показались кропперам — так называют людей, увлекающихся скрепбукингом, — слишком банальными и не заслуживающими внимания. По всей Америке женщины собираются на посиделки и сообща заполняют альбомы. Аксессуарами для скрепбукинга торгуют ведущие розничные сети. А Hewlett-Packard и Epson предлагают кропперам программное обеспечение, принтеры и новые дизайнерские идеи.

На сцене появляется Ирма Моспан, лучший торговый агент Creative Memories на протяжении последних двух лет. В прошлом году ей удалось продать альбомов и других товаров для скрепбукинга на $115 000. Ирма приехала в США из Германии в 1996 году. Ей тогда только исполнилось 18 лет, и у нее не было в Америке ни друзей, ни знакомых. Вскоре она вышла замуж, родила детей, однако затем впала в депрессию, заболела анорексией. Но в один прекрасный день знакомая пригласила ее на занятие по кроппингу. Под впечатлением от увиденного Ирма взяла взаймы $200, закупила у Creative Memories аксессуары для скрепбукинга и стала ими торговать. Это, уверяет она теперь, «по-настоящему изменило жизнь» и помогло избавиться от хандры. Далее руководство фирмы вручает награды женщине, которая сделала копии 22 000 фотографий и рисунков для 130 семей из Сан-Диего, лишившихся практически всего своего имущества во время пожара. А затем — человеку, страдавшему алкоголизмом, но бросившему пить после того, как он увидел альбом с фотографиями счастливых членов своей семьи. «Мы породили новый феномен», — утверждает соучредительница Creative Memories Шерил Лайтл (ей 57 лет).

Объемы розничных продаж Creative Memories впечатляют: около $425 млн в год. Компания уверенно лидирует на рынке, объем которого оценивается в $2,6 млрд в год и который она, собственно, и создала.

Началось все в 1987 году. Ронда Андерсон, домохозяйка из Монтаны, взялась тогда обучать женщин искусству создания альбомов с фотографиями, текстами и наклейками. «Покупайте альбомы от Holes Webway», — призывала своих учениц Андерсон — она помнила, что альбомы этой фирмы покупала когда-то ее мама. Но Holes Webway обанкротилась и была продана c молотка. Андерсон об этом еще не знала; она просто получила от Webway открытку, где было написано, что ее любимые альбомы больше не выпускаются. И тогда Андерсон сделала то, что в корпоративной истории Creative Memories называется словом «звонок» — она позвонила Шерил Лайтл, вице-президенту компании Antioch Co., которая приобрела обанкротившуюся Webway. Андерсон рассказала ей о занятиях по скрепбукингу, Лайтл захотелось продавать больше альбомов. Они решили объединить усилия и создали компанию, которую назвали Creative Memories.

Поначалу бизнес развивался медленно, но в 1990 году в одном из выпусков радиопрограммы «В центре внимания — семья» на всю Америку прозвучало 15-минутное интервью с Рондой Андерсон. Сравнив альбомы с семейными Библиями, Андерсон разразилась тогда проповедью о том, что скрепбукинг исцеляет раны, развивает чувство собственного достоинства у детей и вообще спасает мир. После этого на компанию обрушился шквал писем и телефонных звонков. За несколько месяцев Creative Memories увеличила число своих торговых агентов в четыре раза — до 800 человек. Как Herbalife, Mary Kay и многие другие компании, Creative распространяет свою продукцию, применяя многоуровневый маркетинг. Чтобы войти в дело, торговый агент должен купить «стартовый набор» за $195, а потом раз в три месяца закупать материалов на $350 (эти товары он имеет право перепродать по более высокой цене — за $500). Часть из $350 идет на выплату комиссионных (5–12%) агентам, которые стоят выше в иерархической пирамиде и прямо или косвенно рекрутируют новых распространителей продукции. Сейчас в иерархической пирамиде Creative Memories восемь уровней.

Быстрый успех Creative Memories способствовал увеличению конкуренции, причем многие из конкурентов — бывшие торговые агенты самой Creative Memories, которых не устраивало качество товара.

После нескольких лет сумасшедшего роста рынка, когда объем сбыта каждый год увеличивался вдвое, в 2004 году совокупные продажи «отрасли» увеличатся лишь на 25%. Продажи самой Creative Memories поднимутся лишь на 6%. Ронда Андерсон объясняет это тем, что скрепбукинг слишком далеко ушел от первоначальной идеи и чрезмерно увлекся декоративными деталями.

Но даже если скрепбукинг в целом и сдает позиции, говорит Андерсон, продажам альбомов Creative Memories это не грозит. А президент Creative Memories Аша Морган Моран утверждает, что у компании есть еще возможности развития в США. Но главным направлением экспансии должны стать зарубежные рынки, которые пока что приносят компании всего 14% от общего объема доходов. Точно таким же путем пошла в свое время компания Wham-O, производитель хулахупов.

Новости партнеров