Базовая комплектация

Никита Горчаков Forbes Contributor
Медиахолдинг Олега Дерипаски — предприятие двойного назначения

Что общего между вещанием «Авторадио», «Радио Шансон» и «Радио Монте-Карло» в Братске и Иркутске, «Авторадио из Красноярска», «Love Radio в Нижнем Новгороде» и телеканалом «Волга-ТВ»? Все эти СМИ во второй половине 2004 года вошли в холдинг «ФорМедиа», контролируемый «Базовым элементом» Олега Дерипаски.

Медиабизнес алюминиевого магната начинался с создания «инструментов влияния». Так, основанный при Саянском алюминиевом заводе в 1996 году телеканал ТВ-7 три года спустя весьма способствовал избранию мэром Саяногорска кандидата «от алюминщиков» Ярослава Якибчука. Канал «Прима ТВ», вещающий в Красноярске, был для Олега Дерипаски подспорьем в войне с Анатолием Быковым за контроль над Красноярским алюминиевым заводом. На популярном телеканале «Сатурн» в Николаеве каждый четверг выходит программа «НГЗ сегодня»: «События, люди, производственные достижения гиганта цветной металлургии юга Украины — Николаевского глиноземного завода…» (НГЗ входит в «Русский алюминий» Олега Дерипаски).

Впрочем, уже к 2003 году структура владений «Базового элемента» в целом сложилась, информационные войны по мотивам слияний и поглощений затихли. Разрозненные медиаактивы (помимо перечисленных выше, это новосибирская ТРК «АРС и компания», иркутская телекомпания «Ангара», абаканское радио «Сибирь» и др.) слили в «ФорМедиа». Перед новым холдингом была поставлена задача — начать зарабатывать деньги.

Летом 2004 года гендиректором «ФорМедиа» стал профессиональный медиаменеджер Руслан Терекбаев (гендиректор телеканала ТВС в 2003 году, позже заместитель председателя ВГТРК). При нем холдинг и приступил к решительной скупке региональных «ветвей» столичных музыкальных радиостанций. Выбор интересный. Как предрекают аналитики, в ближайшие годы рост объемов радиорекламы будет наиболее заметен именно в регионах (см. Forbes №1 за 2005 год). Денег такой бизнес требует немного: лицензирование программного продукта московской радиостанции стоит примерно $100 в месяц на каждые 100 000 населения, расходы на вещание в пределах одного города — $10 000–20 000 в месяц. Каждый региональный «ретранслятор» московского радиопродукта имеет право ставить свои передачи в эфир — это на случай, если «Базовому элементу» вновь понадобится идеологический инструмент. Заметим, что «ФорМедиа» работает с радиостанциями, аудиторию которых составляют люди социально активного возраста — 25–50 лет.

По словам Руслана Терекбаева, доход предприятий группы уже составляет около $10 млн в год, компания вышла на оперативную прибыль. «ФорМедиа» участвует в региональных конкурсах на свободные частоты и ведет переговоры о приобретении еще не менее десятка СМИ в регионах (включая телеканалы). Список кандидатов не разглашается. Но сам Терекбаев называет ключевые регионы для «ФорМедиа» — юг России и Поволжье. Вполне логично: в Краснодарском крае у «Базэла» — авиакомпания, небольшой НПЗ, агробизнес и даже футбольная команда. А в Поволжье сконцентрированы основные заводы холдинга «Руспромавто», также входящего в «Базэл».

Новости партнеров