Звездный синдром

Публичное признание вредит топ-менеджерам


Давно известно, что на всех спортсменах, попавших на обложку популярного журнала Sports Illustrated, лежит проклятие: их начинают преследовать неудачи. Может, беды обрушиваются и на топ-менеджеров, ставших знаменитостями благодаря прессе? Вы будете смеяться, но так оно и есть. В 2001 году американский Forbes признал компанией года брокерскую фирму Charles Schwab Corp. За последующие два года акции Charles Schwab упали в цене с $30 до $7 за штуку, компании пришлось уволить 35% сотрудников.

Двое экономистов, Ульрика Мальмендир из Стэнфорда и Джеффри Тейт из Школы бизнеса Уортон, решили взглянуть на этот анекдотический феномен серьезно. Будучи специалистами в области психологии управления корпоративными финансами, они проанализировали результаты деятельности более 500 глав компаний в период с 1975 по 2002 год. Половина из них (50%) получили различные награды и звания, присуждаемые прессой («лучший менеджер», «предприниматель года» и т.д.) и стали своего рода знаменитостями. Остальные не выигрывали никаких призов, но возглавляемые ими компании демонстрировали практически такие же результаты, что и лауреаты.

И знаете, что еще выяснилось? Известность и слава порождают высокомерие — и приводят к падению доходов акционеров. Мальмендир и Тейт не называют никаких имен, но вот что они обнаружили в ходе исследований:

— Доходность активов компаний, которыми руководили «знаменитости», постоянно снижалась на протяжении по меньшей мере трех лет после того, как главу компании удостаивали награды. При этом показатели компаний, в составе которых не было «знаменитостей», все время были лучше, чем у «суперзвезд».

— Руководители-лауреаты пишут больше книг (автобиографии, доморощенные философские трактаты, сборники различных «полезных советов»), чем главы компаний, не обремененные почетными титулами. Вне зависимости от того, написаны ли эти книги самими лауреатами или «литературными неграми», содержание их, как правило, невнятно и смысл весьма туманен.

— Чем больше наград у топ-менеджера, тем выше вероятность того, что он заседает в трех и более советах директоров, уделяя все меньше времени своим собственным компаниям.

— «Суперзвезды» получают очень значительные прибавки к жалованью. Жалованье лауреатов на следующий год после триумфа с учетом принадлежащих им акций и обещанных опционов возрастает в среднем на 39%. Для сравнения: доход топ-менеджеров, обойденных вниманием СМИ, увеличивается в среднем на 18% в год.

Ни один из этих фактов не удивляет Джеффри Зонненфельда, главу Chief Executive Leadership Institute при Йельской школе менеджмента. «Дело в том, что награды и звания действительно сбивают людей с толку, — говорит Зонненфельд. – Они буквально на глазах теряют интерес к работе, предпочитая купаться в лучах славы и внимать лести».

Новости партнеров