Почему следует изменить подход к добыче полезных ископаемых
Все знают, в какой степени Россия зависит от сырьевой отрасли. Вот лишь пара цифр: доходы от добычи и переработки полезных ископаемых составляют 50% консолидированного бюджета страны, на долю добывающего сектора приходится практически 70% всего экспорта. Приток выручки от экспорта ресурсов мог бы служить источником модернизации всей экономики — если деньги, конечно, будут направляться на инвестиции в наукоемкие технологии и на создание перерабатывающих мощностей.
Однако до последнего времени этой очевидной связи уделялось слишком мало внимания. Каков итог? Ресурсы использовались нерационально. Добыча нефти, к примеру, достигла в 2004 году почти 500 млн т, а прирост ее запасов составил только 300 млн т.
Причины этого разрыва стоит искать в более чем десятилетнем простое геологоразведки, многократном падении темпов работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы. Компенсация добычи приростом полезных ископаемых оказалась неполной, а поисковый задел полностью исчерпан. С сожалением приходится отмечать: все рентабельные российские месторождения находятся на стадии падающей добычи. Выработанность запасов основных нефтегазоносных провинций на Северном Кавказе составляет 70–80%, в регионах Урала и Поволжья — 50–70%, в Западной Сибири — свыше 45%. Дебит (выработка) нефти упал с 26 т в сутки в 80-х годах до 8–10 т в сутки в 2000–2001 годах.
Кроме того, почти не осталось месторождений в нераспределенном фонде: свыше 90% запасов нефти, никеля, алмазов, более 80% газа, более 70% золота и платиноидов уже отданы в разработку.
Все это означает, что полное исчерпание рентабельных эксплуатируемых запасов не за горами. Рентабельные запасы россыпного золота в стране иссякнут в 2011 году, а нефти, урана и меди — в 2015-м. И специфика геологической подготовки месторождения такова, что если пауза в воспроизводстве минерального сырья продлится, то впоследствии уже никакими финансовыми средствами не удастся быстро решить проблему дефицита полезных ископаемых.
Как решить эти проблемы? В 2004 году правительство утвердило разработанную Министерством природных ресурсов России «Долгосрочную государственную программу изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы до 2020 года». Программа определяет участки недр для финансирования геологоразведки из госбюджета до 2010 года, а также устанавливает приоритетные территории для геолого-разведочной деятельности начиная с 2010 года.
Средства, предусмотренные в программе, будут направлены на предварительную подготовку участков недр к пользованию, проще говоря — на предпродажную подготовку. Она необходима для определения границ и размеров месторождений и включает поисковые, поисково-оценочные и другие работы. Раньше право на разведку и освоение месторождения предоставлялось на конкурсах, а не на аукционах, из-за чего государство тратило на предпродажную подготовку сравнительно небольшие средства.
Для реализации программы в ближайшие 15 лет потребуется вложить в геолого-разведочные работы свыше 255 млрд рублей (в том числе почти 10 млрд рублей выделить научно-исследовательским организациям). Средства самих недропользователей, инвестированные в воспроизводство сырьевой базы, по нашим расчетам, составят более 2 трлн рублей. Таким образом, эффективность вложения бюджетных средств составит около 10 привлеченных инвестиционных рублей на один рубль. Общий объем вложений к 2020 году составит около 2,5 трлн руб.
Только при таких объемах финансирования мы сможем к 2020 году достигнуть того уровня инвестиций в геологоразведку, какой был в начале 80-х годов прошлого века. И тогда выработка запасов будет компенсирована их приростом в соответствии с потребностями экономики.
Что еще входит в наши планы? В частности, модернизация законов. Сейчас фактически подготовлен проект нового закона «О недрах», готовится ряд других документов. Плюс планируется усилить государственный контроль над эффективностью использования недр. Все эти меры в целом способны серьезно изменить ситуацию и, в частности, решить проблему истощения минерально-сырьевой базы России.