Отец «Брата» | Forbes.ru
$58.87
69.31
ММВБ2152.11
BRENT65.74
RTS1151.77
GOLD1242.54

Отец «Брата»

читайте также
+5 просмотров за сутки «Политика шантажа». «Роснефть» снова требует арестовать активы «Системы» +29 просмотров за суткиЗакрытый клуб. Какие программы лояльности нужны магазинам, ресторанам и гостиницам +64 просмотров за суткиЧрезмерные амбиции: руководство General Electric увлеклось дорогими покупками +199 просмотров за сутки«Яндекс» назвал самые популярные запросы россиян в 2017 году +414 просмотров за суткиРабочий вопрос: 5 вечерних образов для корпоративного праздника +234 просмотров за суткиНовогодние покупки. Какие активы подорожают из-за налоговой реформы в США +1864 просмотров за сутки«Цифровое золото»: Павел Дуров заработал на биткоинах больше $30 млн +470 просмотров за суткиСделать Америку великой: Трамп хочет вернуть астронавтов NASA на Луну +426 просмотров за суткиПраво руля: в чем кроется успех японского автопрома +792 просмотров за суткиИгры Куснировича: Bosco оденет руководство МОК на Олимпиаде в Пхенчхане +1427 просмотров за суткиТехнологические тренды 2018 года: Большой Брат — это реальность +17 просмотров за сутки«Школа миллиардера» 2017-2018: Forbes ищет таланты +4581 просмотров за суткиГражданство без инвестиций. Как приобрести австрийский паспорт +4244 просмотров за суткиПодарок миллиардеру. Рыболовлев начинает стройку на острове Скорпиос +1925 просмотров за суткиВ сторону сванов: ваш новый маршрут по Грузии +1134 просмотров за суткиШкатулка с секретом: как сделать прозрачной информацию о зарплатах +5388 просмотров за суткиГенерал Александр Лебедь: «Политики относятся к простым смертным как к мусору» +1743 просмотров за суткиРазвод по-итальянски: почему Ferrari никогда не уйдет из «Формулы-1» +5748 просмотров за суткиТревога и неуверенность. Исследование Ford предрекает перемены в мире В чем секрет «Трех богатырей», одолевших «Хоббита» в кинопрокате Лишний билетик

Отец «Брата»

Сергей Сельянов первым из российских продюсеров научился делать популярное кино за небольшие деньги

Сергей Сельянов давно живет на два города. Со среды по пятницу его можно встретить в Москве, остальное время Сельянов проводит в родном Петербурге. Там же, на «Ленфильме», он сделал большинство своих фильмов. Петербургские режиссеры знают о его патриотизме и, учитывая подходящий типаж (борода, тяжелый взгляд), не раз предлагали ему сыграть роль Достоевского. Сельянов вспоминает, что ни разу не отнесся к такому предложению серьезно: «Я не актер — это не моя работа».

Его работа — продюсировать успешные фильмы. Сельянов одним из первых начал зарабатывать деньги на российском кино. Но по-прежнему утверждает, что им движет не алчность, а любовь к кинематографу. «Вряд ли можно быть успешным в чем-либо без любви к своему делу», — говорит он. Правда, тут же добавляет: чуть только закончит читать понравившийся сценарий, начинает прокручивать в голове схемы, как окупить расходы на будущий фильм. Без прибыли его кинокомпания СТВ работала только в самые дикие годы, в середине 90-х. Сельянов тогда инвестировал в производство кинофильмов прибыль от других бизнесов — например, от оптовой торговли видеопродукцией в Петербурге.

Схема заработка, как правило, проста: небольшой бюджет и, как это называет сам Сельянов, «умение выжать из российского кинорынка больше, чем лежит на поверхности». В середине 90-х, например, системы кинопроката в стране не было вообще, а телеканалы платили $2000–3000 за фильм. Зато относительно неплохо продавались легальные видеокассеты. Свой фильм «Операция «С Новым годом!» Сергей Сельянов смог продать в 1997 году рекордным тиражом 550 000 экземпляров, а ведь тогда и 50 000 экземпляров считалось хорошим результатом. Так же окупился «Брат» — при бюджете в $250 000 разошлось 450 000 кассет, причем продюсер получал по доллару с каждого экземпляра.

Дальше было уже легче. Например, «Брат-2» собрал в прокате рекордные для 2000 года $1,08 млн при бюджете $1,5 млн. Остальное «добрали» продажей прав на демонстрацию по ТВ и продажей видеокассет. Картина до сих пор входит в первую пятерку самых успешных в прокате российских фильмов по доходу на одну копию ($25‑714 на копию, по данным специализированного издания «Кинобизнес сегодня»). А чтобы зарабатывать на прокате своих фильмов больше средних для производителя 30–35% от прокатной выручки, в 2003 году Сельянов открыл кинопрокатную компанию «Наше кино».

«Мы стараемся снимать за миллион фильм, который обычно стоит полтора», — говорит Сельянов. Это логично: в производство кинокомпания СТВ вкладывает собственные средства с небольшой долей (до 25% от бюджета) государственных дотаций. Большие проекты Сельянов делает с зарубежными партнерами. «Олигарх» Павла Лунгина, стоивший $5 млн, снимали совместно с компаниями из Франции и Германии, в числе которых был телеканал France 2. «Монгол. Молодые годы Чингисхана» Сергея Бодрова-старшего, заявленный бюджет которого тоже весьма высок ($10 млн), снимается совместно с кинокомпаниями Гонконга и при финансовой поддержке правительства Казахстана.

Реакцией СТВ на рост привлекательности кинобизнеса стало увеличение не масштаба фильмов, а их числа. На текущий кинопрокатный год у СТВ запланировано восемь премьер. Уже вышли черная комедия «Ночной продавец» и полнометражный мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Анимационные фильмы — относительно новое направление бизнеса продюсера Сельянова. В 2003 году его лента «Карлик Нос» ($1,6 млн) собрала в прокате $600 000. У «Алеши» цифры получше: на момент подписания номера в печать мультфильм собрал $1,5 млн — сумму, равную производственному бюджету. Сельянов утверждает, что в России снимать мультфильмы не так выгодно, как игровое кино. Если фильм можно сделать на некоем «выдохе» за шесть съемочных недель и с кем-то из участников расплатиться через два-три месяца, то в анимации команде из нескольких десятков художников приходится два года платить зарплату. К тому же полнометражную анимационную ленту невозможно выгодно продать на телевидение: закон запрещает прерывать показ мультфильмов рекламой. Зато мультфильм проще продать за рубеж: например, «Карлик Нос» уже купил канал Disney Channel Asia, в Германии его прокатывала Warner Bros. и за первый уикенд собрала €115‑000. Означает ли это, что Сельянов снимает мультфильмы на экспорт? «Зарубежный рынок анимационных фильмов уже поделен, и нас там никто не ждет, — скромничает продюсер. И не забывает добавить: — Но попробовать интересно».

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться