К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Свои» не для всех


    Елена Яцура зарабатывает на «фестивальном»,авторском кино. с каждым годом такое кино все дороже

    Елена Яцура окончила театроведческий факультет ГИТИСа на излете перестройки, в 1993 году случайно попала на работу в одну из первых российских частных кинокомпаний, созданную на основе творческого объединения сценаристов «Мосфильма». Отсюда и странноватое для киностудии название «Слово».

    В «Слове» Яцура сразу занялась делом: ее первыми проектами были эротические фильмы по заказу журнала «Андрей». Заказчик предъявлял достаточно серьезные художественные требования и ставил жесткие сроки, и Яцуре пришлось лихорадочно овладевать технологиями кинопроизводства, от организации работы на съемочной площадке до монтажа и озвучивания картин. Елена Яцура и до сих пор участвует в производстве своих картин на всех этапах — выдвигает, например, идеи для сценария или подбирает актеров на ведущие роли. Сама она описывает процесс так: «Я не даю своим режиссерам ничего готового и ничего не беру у них. Мы вместе участвуем в поиске, просто я иногда нахожу раньше».

    Правда, кроме творческих, Яцура умеет решать финансовые проблемы. Девять лет назад, в 1996 году, она была вдохновителем PR-акции «Народное кино». Тогда ей удалось собрать $500 000 на фильм «Любить по-русски-2» — это весь бюджет проекта. Успех первого фильма у зрителей был таким, что после сеансов пенсионеры передавали киногруппе мятые сторублевки «на продолжение». Финансовый талант пригодился Яцуре после кризиса 1998 года — тогда она нашла для «Слова» $2,5 млн инвестиций. Деньги помогли студии остаться на плаву, а Яцура из наемного работника превратилась в партнера.

     

    Чуть раньше таким же партнером в «Слове» стал Сергей Мелькумов, и вместе с Яцурой они составили успешный продюсерский тандем. «Мы, конечно, не такая неразлучная пара, как Эрнст с Максимовым (Анатолий Максимов, глава дирекции кинопоказа и кинопроизводства Первого канала. — Forbes), — иронизирует Яцура, — но большинство своих фильмов я сделала с Сергеем». Вместе с Мелькумовым Яцура обычно проходит подготовительный период картины, а дальше роль исполнительного продюсера, то есть того, кто «дышит» проектом во время съемок и монтажно-тонировочного периода, достается кому-нибудь одному. Финальная часть, планирование рекламной кампании и продажа фильма на рынке — снова совместное творчество.

    Почти в каждом фильме Яцуры заняты режиссеры-дебютанты — интуиция помогает ей решать проблему людских ресурсов. Так, документалист Вера Сторожева сняла «Небо. Самолет. Девушка», кинокритик Михаил Брашинский поставил «Гололед», актер Филипп Янковский сделал фильм «В движении», а «Богиня» — режиссерский дебют выпускницы сценарного факультета ВГИКа Ренаты Литвиновой. Цветостилевое решение кадра во многих фильмах Яцуры тоже нетривиальное. В фильме «Гололед» камера не в фокусе, как у Ларса фон Триера, в «Своих» вместо ярких природных красок только холодная «сепия» с редкими цветовыми акцентами вроде пучка зеленой травы или рыжих волос политрука Лившица (Константин Хабенский). «Это у меня просто режиссеры такие, которым интересно работать с изображением», объясняет она. Яцура снимает интеллектуальное «кино не для всех», и подобные эксперименты как раз в его правилах.

     

    Такие фильмы, естественно, не всегда окупались. Например, «Гололед» — абсолютно некоммерческий проект, снятый на собственные средства; в кинотеатрах он собрал всего $15‑000. Половину бюджета фильмов «В движении» ($800‑000) и «Небо. Самолет. Девушка» ($650‑000) закрыла продажа прав на ТВ, еще примерно по $300‑000 картины собрали в прокате и еле-еле вышли на безубыточность.

    Фильм «Свои» в прошлом году получил главный приз Московского кинофестиваля. Председатель жюри фестиваля, британский режиссер Алан Паркер, говорил тогда: «Это не только лучший фильм фестиваля, но и вообще лучший фильм, который я видел за последние годы». Но прокатные показатели фильма разочаровали: в «Слове» рассчитывали, что фильм соберет $2–2,5 млн в прокате, но на деле вышло $200 000 (при бюджете в $3 млн).

    Дело в том, что прокатом «Своих» занималась компания Елены Яцуры «Кинобюро №1». Проблемы с организацией проката свалились на нее в самый сложный момент — при завершении съемок «Девятой роты», режиссерского дебюта Федора Бондарчука. «У меня не было времени даже на то, чтобы утвердить рекламные ролики «Своих», — признается Яцура. Урок пошел на пользу: «Роту» будет прокатывать компания «Гемини Фильм». Впрочем, после ММКФ «Своих» пригласили еще на 18 фестивалей, что обещает хороший прокат за рубежом.

     

    «Богиня» с бюджетом $1,4 млн в‑официальном прокате собрала $700‑000. Причем Яцура уверена, что реальные сборы картины были несколько больше, а разницу положили себе в карман «прокатные пираты». «Регионы бесконечно продлевали показ, но показывали маленькие цифры. Так что я уверена: свой миллион фильм собрал», — говорит она. Зато стало очевидно, что правильно представленное публике авторское кино может иметь вполне неплохую прокатную кассу. Поэтому Елена Яцура рассчитывает, что фильм «Четыре» Ильи Хржановского по сценарию Владимира Сорокина, который скоро выйдет, значительную часть своего $850-тысячного бюджета окупит уже в прокате.

    Яцура занимается и высокобюджетными проектами для массовой аудитории. Сразу после «Четырех» на очереди уже упоминавшаяся «Девятая рота». Деньги на картину, $9 млн, собирали «всем миром» в течение почти шести лет. Государство выделило $1 млн, телевизионные права приобрел канал СТС, в производстве участвуют компании из Украины и Финляндии. Правда, большой разницы между «Девятой ротой» и своими предыдущими работами Яцура не видит. «Коммерческие фильмы — это тоже авторские фильмы, — говорит она. — Просто авторы бывают разными».

      Рассылка Forbes
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

      Мы в соцсетях:

      Мобильное приложение Forbes Russia на Android

      На сайте работает синтез речи

      иконка маруси

      Рассылка:

      Наименование издания: forbes.ru

      Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

      Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

      Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

      Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

      На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

      Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
      AO «АС Рус Медиа» · 2024
      16+
      Наш канал в Telegram
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
      Подписаться

      Новости