На службе мира

Сергей Грибков: «Когда в страшном сне вам на помощь приходит губернатор калифорнии, это неправильно»

Мы беседуем с главой кинокомпании Top Line Production Сергеем Грибковым за день до премьеры его блокбастера «Личный номер». В середине разговора в кабинет без стука заходит человек, ставит на стол увесистую коробку. В коробке — модель самолета Ил-76, подарок от ОАО «АК им. Ильюшина». Подарок неслучаен: главный герой «Личного номера» майор ФСБ Алексей Смолин в ходе борьбы с международным терроризмом разбивает в пыль именно Ил-76. Грибков с удовольствием размещает подарок на полке, уставленной моделями самолетов и автомобилей. «Очень в кассу! Я могу снимать фильмы только про самолеты и про машины», — говорит он, намекая на следующий проект, фильм «Красная вода», где Николай Фоменко сыграет главную роль в привычном для себя амплуа гонщика.

Сергей Грибков не имеет кинообразования: он выпускник факультета кибернетики МИФИ. Но уже в начале 90-х Грибков на паях с Егором Кончаловским снимал рекламные ролики и музыкальные видеоклипы. Так что для него кино — не выстраданное лишениями постперестроечного периода дело всей жизни, а бизнес, который в последние годы стал перспективным. Глава Top Line производит фильмы самых востребованных, на его взгляд, жанров — боевики и молодежные комедии.

Заметим: согласно опубликованным в январе результатам исследования компании «Маркетинг Машина», почти половина (47%) посетителей российских кинотеатров — люди в возрасте от 18 до 25 лет. Расчет на молодежную аудиторию пока оправдывается. Первая часть комедии «Даже не думай!» при бюджете $0,6‑млн собрала в прокате $920‑000 и «очень хорошо», по словам Грибкова, продалась на телевидении. Вторая часть была еще успешнее: бюджет $1,22‑млн, а касса $2,1‑млн. На очереди еще международный прокат: по словам Грибкова, фильмами заинтересовались кинодистрибьюторы из Латинской Америки.

Боевики же Грибков делает, пытаясь сформировать образ национального героя. Как он сам объясняет: «Когда в страшном сне на помощь приходит губернатор Калифорнии, это неправильно». На первый взгляд решение этой актуальной проблемы не столь прибыльно, как съемки молодежных комедий. Бюджет «Личного номера» составил $8,5 млн, включая расходы на рекламу и печать рекордного количества копий (340 — больше, чем у «Ночного дозора»). Кинозрители же пока заплатили $4,3 млн. Впрочем, Грибков почти не вкладывает собственные средства в съемки: «Свои деньги потратить — дело нехитрое. Сложнее найти тех, кто поверит в твой проект».

Бюджет проекта формируется так. Свои средства Top Line Production использует только на этапе предварительной подготовки проекта — например, чтобы купить сценарий и снять небольшой, 5-минутный тизер, рекламный ролик картины. На это уходит не больше 20% общего бюджета. Дальше Грибков получает госдотации на фильм (от 15% до 30% бюджета). Тизер между тем начинает активно продавать проект, еще до того как снят фильм. Продается здесь все — от права проката в России и права показа по ТВ до спонсорства, product placement и «права представления» фильма. «Личный номер», например, представляла компания «Сибнефть», а всего кинокартину поддержали семь спонсоров. Еще бы: не каждый фильм консультирует бывший замдиректора ФСБ Владимир Анисимов.

Всего на предпродажах можно получить до 50% бюджета картины. Крупные бюджеты позволяют Грибкову безболезненно решать актуальную для всей индустрии проблему кадрового голода, привлекая в съемочную группу профессионалов из-за рубежа. Так, например, в «Личном номере» отметился оператор-постановщик из Великобритании Станислав Радвански. В «Красной воде» на той же позиции трудится француз Жан-Пьер Совер, а художником-постановщиком приглашен его компатриот Дидье Наэрт. Прогресс налицо: если Радвански в основном специализировался на съемке рекламных роликов и в большом кино почти не известен, то Совер уже стопроцентная европейская звезда, на его счету такие фильмы, как «Такси» Люка Бессона, «Видок» и «Тайные агенты».

Примерно туда же, в Европу, Грибков и метит в итоге со своей продукцией. «Когда я показал в Каннах трейлер «Личного номера», европейские прокатчики сказали мне: «Ты наш ответ Голливуду», — рассказывает он не без гордости. Грибков свято верит, что российские блокбастеры скоро смогут на равных побороться за зарубежного зрителя. Как майор ФСБ Смолин в «Личном номере» на равных боролся со всем мировым терроризмом.

Новости партнеров