К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Как удвоить миллион


    Хедж-фонд может увеличить ваше состояние в‑несколько раз. Главное — найти подходящего управляющего

    Партнер UFG Asset Management Флориан Феннер вспоминает в беседе с Forbes недавнюю историю о том, как ему позвонил один из вкладчиков хедж-фонда, находящегося под его, Феннера, управлением. Он интересовался, почему доходность фонда UFG Russia Select Fund составила 34% по итогам прошлого года, в то время как у похожего фонда Nevsky под управлением британской Thames River Capital — 35%. Феннер ответил, что его фонд может работать только с российскими бумагами, в то время как Nevsky — с бумагами стран Восточной Европы и, следовательно, имеет больше возможностей заработать. Феннеру было тем более досадно, что он добился такого результата на российском рынке, который вырос в прошлом году всего на 8%. А фондовые рынки Венгрии и Польши, куда в том числе инвестировал Nevsky, — на 90%. Но больше всего в этом диалоге Феннера поразило то, что клиент обращает внимание на столь незначительную разницу в доходности. Это означает одно: конкуренция между хедж-фондами в последний год заметно обострилась.

    В отличие от паевых фондов, где список бумаг для инвестирования строго ограничен инвестиционной декларацией, а менеджеры могут покупать акции, облигации и другие финансовые инструменты лишь на имеющиеся у фонда деньги, хедж-фонды могут позволить себе более рискованные сделки. Например, продажу ценных бумаг без покрытия (с обещанием поставить их покупателю в будущем) или торговлю с помощью финансового плеча (покупку ценных бумаг на заемные средства под залог имеющихся активов). Управляющие хедж-фондов практически не ограничены в выборе инструментов для инвестирования (см. таблицу «В чем разница»).

    Но инвестиционная свобода накладывает на управляющих и обязательства. Главное из них — обеспечить стабильный прирост капитала вкладчиков вне зависимости от рыночной погоды. Если главным источником роста капитала в обычном паевом фонде является рост рынка, то прибыльность хедж-фонда зависит исключительно от мастерства и интуиции его менеджера. А они иногда подводят. Последним из громких банкротств стало крушение в 1998 году хедж-фонда под управлением Long Term Capital Management. Этот фонд занял через кредитное плечо более $125 млрд под залог ценных бумаг стоимостью $2,3 млрд и вложил значительную часть этой суммы в российские ГКО. Крушение пирамиды гособлигаций наряду с другими неудачными сделками в Азии и Латинской Америке привело к банкротству фонда и потере денег всеми его вкладчиками, включая самих управляющих Джона Меривезера и Майрона Шолеса.

     

    Впрочем, громкие провалы не повлияли на решимость частных инвесторов вкладывать в хедж-фонды. За последнее десятилетие число фондов в мире выросло с 300 до 7000. Недавнее исследование Deutsche Bank, например, выявило, что состоятельные частные инвесторы вкладывают в хедж-фонды в среднем около 20% своих активов. Сам же DB рекомендует им инвестировать от 15% до 20% личных капиталов.

    Инвестиции в хедж-фонд — не для новичков. Они требуют больших денег и еще большего инвестиционного опыта. А фантастическая доходность хедж-фондов требует от их вкладчиков немало жертв. Во-первых, инвестиции в хедж-фонды обладают очень низкой ликвидностью — как правило, они блокируются на несколько лет. Во-вторых, инвестиции не прозрачны — в отличие от паевых хедж-фонды не выставляют котировки на свои доли каждый день. К тому же всегда есть опасность, что управляющий поменяет ранее заявленную инвестиционную стратегию или стиль работы. А потому к выбору управляющего и хедж-фонда следует подходить с предельной тщательностью.

     

    Как их выбрать. «Идеальный управляющий способен получать доход в любых рыночных условиях и зарабатывать вам деньги каждый квартал в течение многих-многих лет. Он должен обладать такой же надежностью, как облигации класса AAA, и при этом обеспечивать вам доходность минимум в 15% в год, а каждые три-четыре года — удваивать ваш капитал», — говорит в интервью Forbes Флориан Хомм, управляющий партнер швейцарской FM Fund Management Ltd. Найти такого управляющего непросто.

    Проблема осложняется тем, что хороший менеджер может принять под управление только ограниченное количество денег, оптимальное в рамках  стратегии, которую он намерен использовать. «Если у вас большой фонд, вы не можете, например, покупать и продавать акции компаний малой капитализации без того, чтобы не обрушить рынок», — объясняет Флориан Феннер. Поэтому он закроет свой фонд для новых инвестиций, как только соберет $200 млн: «Чем меньше фонд, тем легче применять различные инвестиционные стратегии, особенно это касается такого небольшого рынка, как российский».

    При выборе хедж-фонда не подходит метод, который используют инвесторы ПИФов: они смотрят на предыдущую доходность фонда, чтобы оценить эффективность управления. «Вы можете посмотреть на предыдущую историю, вам может все понравиться, а после этого окажется, что фонд закрыт для новых инвестиций», — говорит Оксана Кучура, директор отдела продаж UFG Asset Management. Впрочем, это свойство хороших хедж-фондов можно использовать, чтобы отсечь плохие. «Если фонд существует очень много лет и до сих пор открыт для инвестиций, это скорее должно быть предостерегающим фактором — значит инвесторы не вполне доверяют этому фонду», — отмечает Оксана Кучура.

     

    Лучше всего судить о фонде по репутации управляющей компании (УК) или менеджера фонда. По словам Оксаны Кучура, «профессиональная репутация и имя могут являться определенной гарантией для инвестора». Как, например, репутация основателя и совладельца компании Caxton Брюса Ковнера. Он начал свою карьеру на Уолл-стрит как таксист, торговавший по совместительству товарными фьючерсами. Поменяв специальность в 31 год (у него было тогда $3000, взятых в кредит), Ковнер сумел заработать для себя $2 млрд к 2004 году и войти в список Forbes богатейших людей планеты (321-е место). Сегодня Caxton управляет активами в $12,1 млрд.

    Или другой пример — основатель и старший партер Citadel Investment Group Кен Гриффин, который начал упражняться в торговле сложными финансовыми инструментами в 1987 году прямо из комнаты общежития в Гарварде. Созданная им в ноябре 1990 года Citadel сегодня управляет активами в $10 млрд и зарабатывает в среднем 28% в год после вычета всех комиссий (средняя доходность с 1998 года).

    Надежной гарантией ответственности и профессионализма управляющего, по словам Флориана Феннера, является его участие в капитале фонда личными деньгами. «Прежде всего спросите управляющего, сколько он сам инвестировал в свой фонд», — советует Феннер. Не стесняйтесь лично расспросить его о том, какие инвестиционные стратегии он собирается использовать, управляя фондом. Потом внимательно прочитайте отчеты управляющего и его инвестиционный меморандум. «Если фонд крайне расплывчато говорит о своих прошлых результатах, о том, сколько у него в действительности денег, и если, прочитав то, что написано в его инвестиционном меморандуме, вы все равно не понимаете, каким образом этот фонд будет зарабатывать, этот фонд явно не для вас», — полагает Оксана Кучура.

    Хедж-фонды славятся своими нескромными комиссиями, известными как «правило 2–20». В большинстве своем управляющие берут 2% в год от размера активов под управлением и 20% от прибыли, превышающей средний процент по банковским депозитам. Как правило, минимальный размер инвестиций в хедж-фонды составляет $1 млн. Впрочем, в фонды, работающие на российских рынках или под управлением российских УК, размер инвестиций может быть и меньше. Например, минимальный взнос в офшорные фонды под управлением UFG Asset Management составляет $250‑000.

    С чего начать. Новичкам Флориан Хомм рекомендует начать с вложений в фонд фондов. Как правило, менеджер фонда фондов покупает доли не менее чем в 15 хедж-фондах, выбирая, с его точки зрения, самые лучшие из нескольких сотен. Он также внимательно следит за работой отобранных им фондов, самостоятельно подсчитывая истинную стоимость сделанных хедж-фондами инвестиций. Так что у частных инвесторов есть возможность диверсифицировать риски даже при сравнительно небольшом вложении. Ведь для аналогичной диверсификации частному инвестору потребовалось бы не менее $15 млн, не считая времени и усилий, потраченных на анализ стратегий, доходности, а также оценку рынков, на которых они работают. В фонд фондов имеет смысл инвестировать не менее $1 млн.

     

    Некоторые фонды фондов инвестируют в индекс хедж-фондов, рассчитываемый ведущими агентствами, анализирующими их работу. Рейтинги фондам и управляющим присваивает, например, агентство Standard & Poor’s. Многие фонды публикуют результаты в системе Bloomberg. Информацию об индустрии можно также найти на платных сайтах www.hedgemedia.com и www.eurohedge.com. Однако в любом случае управляющие рекомендуют обращаться за советом прежде всего в частные банки или к финансовым консультантам. «Это их работа — в зависимости от списка пожеланий клиента и его профиля — давать ему какие-либо рекомендации», — говорит Оксана Кучура.

      Рассылка Forbes
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

      Мы в соцсетях:

      Мобильное приложение Forbes Russia на Android

      На сайте работает синтез речи

      иконка маруси

      Рассылка:

      Наименование издания: forbes.ru

      Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

      Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

      Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

      Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

      На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

      Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
      AO «АС Рус Медиа» · 2024
      16+