Главное – заварить кашу | Forbes.ru
$58.86
69.29
ММВБ2152.49
BRENT65.73
RTS1152.08
GOLD1242.49

Главное – заварить кашу

читайте также
Группа S7 пожаловалась в ФАС на нефтяные компании 1 декабря +5 просмотров за сутки «Политика шантажа». «Роснефть» снова требует арестовать активы «Системы» +29 просмотров за суткиЗакрытый клуб. Какие программы лояльности нужны магазинам, ресторанам и гостиницам +64 просмотров за суткиЧрезмерные амбиции: руководство General Electric увлеклось дорогими покупками +199 просмотров за сутки«Яндекс» назвал самые популярные запросы россиян в 2017 году +414 просмотров за суткиРабочий вопрос: 5 вечерних образов для корпоративного праздника +234 просмотров за суткиНовогодние покупки. Какие активы подорожают из-за налоговой реформы в США +1864 просмотров за сутки«Цифровое золото»: Павел Дуров заработал на биткоинах больше $30 млн +470 просмотров за суткиСделать Америку великой: Трамп хочет вернуть астронавтов NASA на Луну +426 просмотров за суткиПраво руля: в чем кроется успех японского автопрома +792 просмотров за суткиИгры Куснировича: Bosco оденет руководство МОК на Олимпиаде в Пхенчхане +1427 просмотров за суткиТехнологические тренды 2018 года: Большой Брат — это реальность +17 просмотров за сутки«Школа миллиардера» 2017-2018: Forbes ищет таланты +4581 просмотров за суткиГражданство без инвестиций. Как приобрести австрийский паспорт +4244 просмотров за суткиПодарок миллиардеру. Рыболовлев начинает стройку на острове Скорпиос "Интуиция, красивая история, большая амбиция": каким был в бизнесе Сергей Выходцев Новая серия: создатель брендов Invite и «Быстров» занялся duty free Затяжной прыжок: как владелец «Финама» превратил $12 000 в $600 млн за 20 лет Конкурс стартапов-2012: состязание началось Как в 20 лет создать бизнес с оборотом $2 млн Три совета начинающим предпринимателям от Сергея Выходцева

Главное – заварить кашу

Ольга Промптова Forbes Contributor
Создатель «Быстрова» ввязался в новое дело. Микробы, считает он, — это минимум 60% роста бизнеса в год

Предприниматель Сергей Выходцев считает, что бизнес, как и место жительства, следует менять каждые три–пять лет. Примерно так у него и получается. С середины и до конца 1990-х Выходцев торговал растворимым напитком «Инвайт». В 1997 году продажи стали падать, так как американский завод, где размещалось производство, изменил рецептуру. Выходцев продал эту торговую марку. Сейчас завершилась вторая «пятилетка» Выходцева — продукты быстрого приготовления под маркой «Быстров». В конце прошлого года он переехал в Царское Село и приобрел малоизвестную петербургскую компанию «Лота-М». С ее помощью 35-летний бизнесмен обещает произвести революцию на рынке.

Кислое, но полезное.

Состав акционеров компании «Быстров», в которой Выходцеву, по данным Forbes, принадлежало около 6% акций, предприниматель покинул в середине прошлого года. Одновременно он сложил с себя полномочия председателя совета директоров группы «Си-Про», в которую входит «Быстров».

Выходцев с партнерами пытались продать компанию с 2003 года. Переговоры велись, в частности, с крупным продовольственным холдингом «Разгуляй-Укррос». Но партнеров Выходцева долго не устраивала цена, предложенная покупателями. По экспертным оценкам, компания тогда могла стоить около $40 млн. Акционеры торговались еще восемь месяцев, пока в начале 2005 года «Быстров», наконец, не перешел к новым владельцам (об этих собственниках известно только, что их трое).

По стандартам Выходцева, с продажей «Быстрова» затянули. С 2002 года рентабельность проекта упала ниже 30%, а это, по мнению Выходцева, уже стагнация — в таком случае компанию нужно продавать, а деньги вкладывать в новый бизнес, обещающий быстрый рост. Например, в технологические проекты, где можно получить высокую отдачу при высоком же риске.

У предпринимателя уже имеется опыт подобного рода инвестиций. В 1998–1999 годах Выходцев владел венчурным фондом Intro VC в Гонконге, инвестировавшим в IP-телефонию. Деньги за один проект тогда едва удалось вернуть. Другой проект — компания UltraWay Technology Ltd. — оказался более успешным: $1 млн вложенных средств в течение двух лет приносил 40% годовых.

Сейчас Выходцев решил сделать ставку на биотехнологии. Новый объект он присмотрел еще во время работы в «Быстрове». По заказу «Росавиакосмоса» компания разрабатывала питание для астронавтов Международной космической станции и сотрудничала с учеными, изучающими воздействие питания на организм. Так Выходцев познакомился с петербургской фирмой «Лота-М» — это 15 ученых, большинство из которых работали некогда в НИИ жиров и оборонном Институте особо чистых препаратов. У фирмы есть патенты на два штамма (культуры) микроорганизмов, которые, по мнению Выходцева, имеют исключительную коммерческую ценность. «СССР вкладывал миллионы долларов в эти исследования и этих людей», — напоминает он корреспонденту Forbes.

Выходцев зарегистрировал новую компанию ООО «Велле». Ее бизнес развивается в двух направлениях. Первое — продажа готовых микробиологических препаратов для производства пива, кисломолочной продукции и фармацевтических препаратов. По словам предпринимателя, уже подписаны контракты с несколькими известными западными пищевыми компаниями (какими именно, он, впрочем, не раскрывает). Второе направление — создание собственной линии продуктов с использованием тех самых двух штаммов. Выходцев собирается выпускать «немолочные аналоги кисломолочных продуктов»: сквашенный сок, йогурт из сои или кедрового молока, а также (трепещите, пивовары) пиво с бифидобактериями. У штаммов Выходцева, по его словам, есть ряд достоинств. Например, их можно нагревать до 45 градусов без потери полезных свойств. Кроме того, продукты, в которые их добавили, как уверяет бизнесмен, получаются приятными на вкус — редкий случай для подобных культур.

Предприниматель рассчитывает, что его новый бизнес будет расти на 60–100% в год. Некоторые основания для подобных прогнозов имеются. По данным маркетинговой компании Euromonitor, питьевые йогурты с пробиотиками (полезными культурами микроорганизмов) в последние пять лет были самым быстрорастущим направлением молочных продуктов в Европе. За прошлый год их продажи выросли на 52%, в то время как рынок традиционных йогуртов сократился на 2%. В России тоже есть рынок для пробиотиков. По данным компании Abercade Consulting, в 2004 году продажи в России кисломолочных продуктов, обогащенных бифидобактериями, составили $88 млн, а, например, во Франции йогуртов с пробиотиками было продано на $350 млн (данные Euromonitor).

Замедление «Быстрова».

Продав свою долю, Выходцев не покинул компанию «Быстров» окончательно — членом совета директоров компании он будет оставаться еще в течение трех лет. «Быстров», кстати, тоже переехал в Санкт-Петербург — именно там расположен завод, где делаются каши.

Переезд — лишь одно из преобразований, которые предстоят компании. Резервы роста по нынешним направлениям деятельности сегодня почти исчерпаны: рынок «быстрых» продуктов — супов, каш, лапши и т.п. практически не растет. По данным маркетинговой компании GfK, в прошлом году он увеличился всего на 3%. За проценты доли на рынке в таких условиях нужно вести войну, требующую больших финансовых затрат. По данным GfK, доля «Быстрова» в нише каш мгновенного приготовления уже сократилась с 65% в 2003 году до 55% в 2004 году.

Замедление развития связано с тем, что, во-первых, на рынок в последнее время вышло несколько новых компаний — «Родос М» (каши «Вкуснятина»), Myllyn Paras Oy и др., которым удалось завоевать определенные доли рынка. Во-вторых, замедлилось развитие самого рынка. «Мы отстаем от наших планов, — рассказал Forbes владелец «Родос М» Александр Рабинович. — Когда мы анализировали рынок, то закладывали 10–15% роста, а в 2004 году получилось 2–3%». Стагнация, по словам Рабиновича, стала неожиданностью, поскольку по потреблению готовых завтраков — каш моментального приготовления, мюсли, хлопьев и т. п. — Россия до сих пор в десятки раз отстает от США и Европы.

Менеджеры «Быстрова» пытались спасти ситуацию. Например, в 2003 году компания закупила для продажи своей продукции 24 вендорных автомата производства Crane National Vendors. Это была пробная партия (стоимостью около $110 000) — в случае успеха автоматы в больших количествах планировалось установить в офисных центрах и т.п. Однако идея провалилась: продажи оказались значительно ниже, чем ожидалось. По словам гендиректора компании «Быстров» Игоря Кубанова, «люди просто пугались» автомата, который заливал кипятком суп, перемешивал его и выдавал ложку.

Так или иначе, «Быстров» сейчас меняет стратегию — переходит на овсянку. Продукция из овса составляет уже 65% ассортимента «Быстрова», два года назад на нее приходилось 30–40%. Постепенно продукты из других злаков из ассортимента исчезнут. Кубанов объясняет, что овес — наиболее ценный злак по содержанию клетчатки, витаминов и минералов. На основе овса можно производить широкий ассортимент продуктов, рекламируемых как полезные для здоровья: хлопья, хлебцы, мюсли, печенье и т. д. Наконец, сосредоточившись на одном злаке, станет легче контролировать качество исходного сырья.

Реформа займет несколько лет. Возможно, в итоге будет продана сама марка «Быстров». С другим брэндом — «Моменталь» (супы, вторые блюда и другие продукты быстрого приготовления) компания уже почти распрощалась: сейчас он находится в процессе продажи.

Выходцев предлагает еще одно объяснение трудностей компании: она вела слишком много проектов одновременно. Основатель компании говорит, что это главный урок, который он извлек на этапе жизни, связанном с «Быстровым», — нужно сосредоточиться на чем-то одном.

Зов Эвенков.

Выходцев вырос в Северной Осетии. Почти во всех проектах участвуют его земляки. По словам предпринимателя, это создает особое «чувство локтя — большее, чем в среднем по Москве и Петербургу».

Командному духу Выходцев уделяет огромное внимание. Однажды основатель Tetra Pak Ханс Раузинг посоветовал ему оригинальное средство для создания корпоративной сплоченности — вывозить сотрудников на необитаемый остров. Острова Выходцев не нашел, но в 2002 году купил одну из эвенкийских родовых общин (по организационно-правовой форме это фермерское хозяйство) в Бурятии — 1 млн га тайги на Байкале. Теперь туда периодически вывозят сотрудников. Они катаются на оленях и снегоходах, купаются в проруби, спят в снегу и «решают серьезные корпоративные задачи». Раузинг, по словам Выходцева, оказался прав: «Привозишь кучу анархистов, а увозишь сплоченную команду, готовую горы свернуть».

Ночевки в снегу ждут и сотрудников новой компании — Сергей Выходцев знает, как заставить людей поверить в то, чего пока нет. А на новый проект не хватает даже денег. Из необходимых на протяжении первых трех лет $30–35 млн пока найдена лишь половина (деньги, по словам Выходцева, согласилась предоставить финская инвестиционная группа FIM, но представители FIM эту информацию отрицают). Для Выходцева такой подход типичен — он и предыдущие проекты начинал на заемные средства.

Сейчас предприниматель по крайней мере знает, как будет продвигать новую продукцию. Телереклама, говорит создатель «Инвайта» и «Быстрова», хороша, когда продукт известен потребителю, а когда продаешь что-то новое, нужно просвещать покупателей, давать попробовать. Кое-что он уже испытал на себе и близких. «Когда жена беременная четвертым ребенком ходила, я ее кормил штаммами для активизации иммунитета, — рассказывает Выходцев. — Ей понравилось».

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться