К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Продавец космоса


Плохое зрение не позволило Эрику Андерсону стать астронавтом, зато он достиг звездных высот в бизнесе, создав индустрию космического туризма

Как и миллионы других американцев, Эрик Андерсон с ужасом наблюдал за катастрофой шаттла «Колумбия», который взорвался в безоблачном техасском небе два года назад. Потом ужас сменился паникой. Ведь компания Андерсона Space Adventures зарабатывает деньги, отправляя туристов в космос. «Первая мысль, которая пришла мне в голову: боже мой, теперь уже никто из наших клиентов не захочет лететь в космос. Космическому туризму пришел конец», — вспоминает Андерсон.

Следующие три дня Андерсон не выпускал из рук телефон. Он позвонил всем 30 клиентам, заплатившим по $10 000 и более, чтобы забронировать «билеты» на суборбитальный полет, а также тем 10 VIP-клиентам, которые внесли часть суммы в $20 млн — во столько оцениваются восемь дней на борту российского космического корабля «Союз» на околоземной орбите. «Я пообщался в общей сложности с 40 людьми, и никто из них не сказал: «Полет в космос меня уже не интересует». Наоборот, каждый говорил: «Теперь мне еще больше хочется слетать в космос». Представляете, они сами меня подбадривали!» — рассказывает Андерсон.

Этот человек сделал больше, чем кто-либо, для воплощения в жизнь мечты о космическом туризме. Тридцатилетний бизнесмен, аэрокосмический инженер по образованию, с момента основания своей компании в 1998 году уже продал билетов на полет в космос на $100 млн. Среди его клиентов — космические туристы, которым довелось насладиться недельным пребыванием на МКС: Дэннис Тито, совершивший полет в 2001 году, и Марк Шаттлуорт, побывавший на орбите в 2002-м.

 

Всего Андерсон отправил в экстремальное путешествие на различных летательных аппаратах уже более 2000 клиентов, и никаких инцидентов при этом не было. Заплатив Андерсону $19 000, вы сможете увидеть черноту космоса и убедиться в том, что Земля круглая, из кокпита МиГ-25, скорость которого в два с половиной раза превышает скорость звука. А за $7000 в течение 30 секунд испытаете все «прелести» невесомости на борту Ил-76, используемого российскими космонавтами для тренировок в условиях нулевой гравитации.

Компания Space Adventures, в штате которой 20 сотрудников, — единственная крупная фирма, занимающаяся космическим туризмом. Андерсону принадлежит значительная доля Space Adventures, остальные совладельцы — частные инвесторы. В прошлом году доход компании составил $15 млн, чистая прибыль — $1,5 млн. Большая часть выручки поступила от продажи туров корпорациям масштаба Oracle, American Express, Volkswagen и Citibank, которые поощряют «космическими путевками» своих клиентов и сотрудников. Согласно исследованию, проведенному NASA/Space Transport Association, уже в ближайшие десятилетия космический туризм будет приносить от $10 млрд до $20 млрд ежегодно.

 

Однако объем рынка космического туризма приблизится к отметке $10 млрд в год лишь тогда, когда будет создано идеальное суборбитальное «такси», которое, во-первых, потребляет сравнительно мало топлива и, во-вторых, может совершать регулярные полеты. Появления такого летательного аппарата с нетерпением ждут свыше сотни клиентов Space Adventures, уже заплативших по $10 000 и более в качестве аванса за полет, который стоит $98 000. Еще 26 клиентов компании оплатили предстоящее путешествие полностью — это гарантия того, что в космос они отправятся первыми (пока их деньги хранятся на специальном депозите).

Следующая ступень — полеты на орбиту Земли. Пока они доступны лишь мультимиллионерам вроде Тито или Шаттлуорта, способным оплатить аренду «Союза». Очередной кандидат на звание частного космонавта — 43-летний миллионер Ричард Гарриот, сын астронавта Оуэна Гарриота, участвовавшего в экспедиции на орбитальную станцию «Скайлэб». «Я уже побывал на Южном полюсе и спускался на дно Атлантического океана, чтобы взглянуть на «Титаник», — говорит Ричард, заработавший состояние на разработках компьютерных программ. — Осталось подняться в космос».

До недавнего времени парк «космических такси» состоял только из российских «Союзов» и американских шаттлов, каждый запуск которых обходится NASA в $500 млн. Но прошлой осенью у любителей приключений появилась надежда: сконструированный Бартом Рутаном космолет SpaceShipOne в течение двух недель совершил два суборбитальных полета с человеком на борту. Создание ракеты Рутана и два суборбитальных полета обошлись финансировавшему программу миллиардеру Полу Аллену (одному из основателей Microsoft) в $25 млн.

 

Теперь Андерсон оказался втянутым в новую космическую гонку. Через три месяца после успешного первого полета SpaceShipOne английский миллиардер Ричард Брэнсон объявил о намерении приобрести за $100 млн пять экземпляров летательного аппарата Рутана и уже в 2007 году предложить туристам «прокатиться» по суборбитальному пространству на борту космолетов компании Virgin Galactic Airways. По словам Андерсона, они с Брэнсоном обсуждают варианты сотрудничества, но к определенным соглашениям пока не пришли. «Мы ведь своего рода туроператоры, предлагающие клиентам пережить непередаваемые ощущения, а не авиакомпания, — говорит Андерсон. — Поэтому будем продавать туры «комплектом»: покупайте себе место, а мы вам обеспечим турпакет и незабываемые впечатления».

О космическом туризме Андерсон впервые задумался летом 1995 года. Он учился на аэрокосмического инженера в Университете Виргинии и наряду с другими лучшими студентами получил в качестве гранта возможность пройти в NASA летнюю практику. Из той стажировки Эрик извлек два суровых урока. Во-первых, понял, что с таким слабым зрением его никогда не допустят к испытаниям; во-вторых, уяснил, что бюрократам NASA и в голову не придет дать обычным людям возможность слетать в космос за приемлемые деньги. «У них там все цены невероятно завышены, — говорит Андерсон. — Я своими глазами видел 100-страничный отчет об исследовании, на которое был потрачен $1 млн. Я бы такой отчет написал на первом курсе. У правительства нет ни малейшего стимула удешевлять космическую программу. Ведь чем больше бюджет, тем большей властью оно обладает».

В 1996 году Андерсон окончил Университет Виргинии и, сумев привлечь $250 000 от инвесторов, среди которых был Майкл Макдауэлл, владелец компании Quark Expeditions, занимающейся организацией арктических круизов, основал фирму Space Adventures. «Штаб-квартира» компании располагалась тогда в одной из комнат дома Андерсона. Вдохновленный примером Макдауэлла, который отправлял туристов в экстремальные круизы на борту российских ледоколов и подводных аппаратов, Андерсон решил взять на себя роль посредника между богатыми искателями приключений и российским правительством. Макдауэлл познакомил Андерсона с российскими военными чинами, но аэрокосмический туризм был тогда для всех в новинку, а переговоры с бюрократией оказались сущим кошмаром. «Мы выходили в России на людей, которые утверждали, что они возьмут на себя организацию суборбитальных и космических полетов, а потом выяснялось, что у них нет на это никаких полномочий, — вспоминает Андерсон. — Половина времени ушла на то, чтобы добиться аудиенции с людьми, которые действительно правомочны принимать решения».

Получив в конце концов разрешение на аренду российских истребителей, Андерсон занялся поисками «туристов». Первых трех клиентов он нашел в Нью-Йорке, где проходил праздничный слет участников Explorer Club («Клуб первооткрывателей»). Ими стали Лотси Холтон, наследница алкогольной империи Anheuser-Busch, ее супруг и сын. Этой троице очень понравились полеты на российских истребителях, и вскоре все «билеты» на МиГ Андерсона были распроданы.

А вот в том, что удастся продать хотя бы один билет на международную космическую станцию, Андерсон сомневался вплоть до февраля 2000 года, когда его принял в своем офисе Дэннис Тито, глава компании Wilshire Associates, базирующейся в Санта-Монике, штат Калифорния. Годом раньше Андерсон заплатил русским $100 000, чтобы они провели исследование и выяснили, сможет ли «Союз» доставить на МКС космического туриста. Российская сторона ответила, что это возможно, и выслала результаты исследования Андерсону. Этот отчет Андерсон и представил мультимиллионеру.

 

«Мы очень долго беседовали, — вспоминает Андерсон, — а потом Тито говорит: «Я считаю, что вы делаете великое дело — дело будущего, но я совершенно не заинтересован в инвестициях в вашу компанию. Мне бы хотелось побывать на околоземной орбите прямо сейчас. Вы мне можете в этом помочь?»

С этого момента начались интенсивные переговоры с российской стороной, длившиеся десять месяцев. Увенчались они церемонией, во время которой под текстом договора было поставлено аж семь подписей. «В самой идее доставки американских туристов на МКС российским космическим кораблем «Союз» была ирония, — смеется Андерсон. — Все считали, что мы сошли с ума». Пока Андерсон наслаждался триумфом, Тито отправился в Звездный городок под Москвой, где его стали готовить к полету в космос.

Андерсон присутствовал на одной из первых встреч Тито с русскими. Дело было в Звездном городке. Завтрак, начавшийся в 11 утра, перерос в застолье, на котором рекой лилась водка. Примерно через три часа подвыпивший российский генерал, встав из-за стола, вдруг объявил, что сейчас самое время для медицинского освидетельствования Тито. «Дэннис перегнулся через стол и спросил: «Вы шутите?» — вспоминает Андерсон. Но не тут-то было. Компания направилась к центрифуге, на которой проверяют работу вестибулярного аппарата космонавта. Вообще-то центрифуга — это обычное парикмахерское кресло, в котором испытуемого в течение четверти часа вращают со скоростью 40 оборотов в минуту. Пока бедолага летает в кресле по кругу, ему отдают команды: «Вытянуть руку вперед!», «Дотронуться до груди!» Когда Тито встал с кресла, так и не «расплескав» свой завтрак, генерал сказал: «Мистер Тито — настоящий мужик! К полету в космос готов!»

После того как Тито, слетав на орбиту, совершил мягкую посадку в казахстанской степи, Андерсона охватила эйфория — и легкое чувство зависти. Уж очень ему хотелось побывать на месте Тито. «В ближайшие два–три года я обязательно совершу суборбитальный полет, — говорит Андерсон. — Я не хочу торговать тем, чего не пробовал сам».

 
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости