Производственная необходимость

Михаил Козырев Forbes Contributor
Белье для космонавтов и милицейские жетоны от скупщиков недвижимости

Подмосковное научно-производственное предприятие (НПП) «Звезда», изготовитель космических скафандров и кресел-катапульт, теперь будет шить и «обычную» одежду для космонавтов: белье, полетные костюмы, головные уборы. Пару месяцев назад НПП получило технику: оверлоки, швейные и вязальные машины. «Ничего особенного, — рассказывает директор по производству трикотажного снаряжения НПП Елена Комарова, — обычное швейное оборудование». Но для отправителя груза — компании «Росбилдинг» — это был важный стратегический ход.

На рынке недвижимости компания «Росбилдинг» известна жестким стилем ведения дел. За 10 лет ее структуры захватили и перепродали более 40 крупных московских предприятий. Новые хозяева на месте заводов возводили офисы, торговые центры и т.п. Скупка и перепродажа объектов недвижимости давали рентабельность не менее 150–200%.

Однако поглощение очередного предприятия — тонкосуконной фабрики имени Петра Алексеева в конце 2002-го возмутило московского мэра, который сказал, что не позволит изменить профиль фабрики. С того времени мэрия пристально следит за каждым проектом основателей «Росбилдинга» Сергея Гордеева и Алексея Тулупова. А поскольку «Росбилдинг» сейчас и сам занимается девелоперской деятельностью, столичные власти получили мощный рычаг воздействия на компанию. Ведь перестроить завод в офисный центр без разрешения мэрии невозможно.

Мощности по пошиву одежды для космонавтов «Росбилдинг» получил в 2003 году вместе со скупленным у сотрудников ЦНИИ трикотажной промышленности контрольным пакетом акций института. В здании ЦНИИ началась реконструкция, и «стратегическое» производство, которое ни свернуть, ни перепрофилировать было нельзя, пришлось вывезти на другое предприятие — ту самую суконную фабрику имени Петра Алексеева.

Здесь оборудовали отдельный цех, где в течение года cшили 15 комплектов обмундирования (на три экипажа) для покорителей космоса. На счастье менеджеров «Росбилдинга», отвечать за производство продукции особого назначения им довелось недолго: взять его на себя согласилось НПП «Звезда». В итоге общие расходы «Росбилдинга» «на космос» составили порядка $15 000.

На этом знакомство компании с экзотическими производствами не закончилось. В начале 2005 года структуры «Росбилдинга» приобрели завод «Мосштамп», территория которого располагается вдоль набережной Яузы. В будущем здесь планируется построить бизнес-парк. Однако и «Мосштамп» оказался «стратегическим» предприятием. Его специализация — нагрудные знаки, жетоны и прочая фурнитура для форменного обмундирования силовых структур. Московские власти уже выразили озабоченность возможной потерей ценного производства.

Сегодня предприятие работает по профилю и выполняет контракты, заверил Forbes гендиректор «Мосштампа» Дмитрий Потапов. Что будет дальше, он не говорит. Cкорее всего, завод перевезут на менее престижную территорию. Такие операции «Росбилдинг» уже проделал с Битцевской фабрикой валяной обуви (оборудование перевезли в город Калязин Тверской области) и Центром глазного протезирования (он переехал с «газпромовской» улицы Наметкина в удаленный район Измайлово).

Но самым дорогостоящим проектом «Росбилдинга», осуществленным для умиротворения мэрии, стала реконструкция все той же фабрики имени Петра Алексеева, за которой числится 6 га земли на севере Москвы. После заявлений Лужкова компания закупила оборудование, изменила ассортимент, нашла новых поставщиков. Производство растет: если в феврале 2004 года фабрика реализовала 113 000 метров ткани, то в феврале 2005-го — уже 170 000 метров. По словам вице-президента ИК «Росбилдинг» Михаила Вильковского, вся затея обошлась в $3,5 млн. Немало, учитывая положение текстильной отрасли. Однако по меркам московского рынка недвижимости не так уж много.

Новости партнеров