«Ока» по-китайски

Иван Голунов Forbes Contributor
Найдена альтернатива АвтоВАЗу

В мае этого года самарская группа «Автоком» приобрела Серпуховской автомобильный завод (СеАЗ), где выпускается самая дешевая российская машина «Ока». Тольяттинский АвтоВАЗ, уступивший землякам это производство, вздохнул с облегчением. В первом полугодии 2005 года подмосковное предприятие собрало всего 5347 машин, на 38,4% меньше, чем годом ранее. Продажи резко упали после 9 мая, то есть после очередной закупки автомобилей «Ока» для ветеранов. По данным отчетности АвтоВАЗа, в 2004 году производство двигателей для малолитражек принесло автогиганту 240 млн рублей убытка.

Зачем новому собственнику эта обуза? У него в отношении СеАЗа имеется весьма оригинальный план.

«Автокому» принадлежат несколько предприятий, поставляющих детали и комплектующие на все основные автомобильные заводы — от АвтоВАЗа до завода Ford под Всеволожском. Кому как не «Автокому» знать, что цена и качество автомобиля складываются (в буквальном смысле слова) из его составных частей?

План у «Автокома» такой: к Московскому автосалону, который пройдет в конце августа, обновить внешний вид и дизайн салона «Оки», поставить двигатель мощностью 52 л. с. (сейчас 33 л. с.), оснастить машину автоматической коробкой передач. АвтоВАЗ больше не будет производить двигатели для малолитражек. Все новые силовые агрегаты для «Оки» будут закупаться — недорого — у китайской компании Chery Automobile. «Автоком» обещает даже не поднимать сильно цену на обновленный автомобиль — после рестайлинга «Ока» будет стоить 100 000 рублей вместо нынешних 84 000 рублей.

Производителям из Поднебесной сотрудничество с СеАЗом выгодно стратегически. Китайский автопром начал активно развиваться всего 15 лет назад, после того как в стране появились первые сборочные производства международных автогигантов. Собственно, национальное производство в Китае — это творческое использование завезенных иностранцами технологий. Та же Chery производит машины Chery QQ, являющиеся клоном Daewoo Matiz, Tiggo (похожи на Toyota RAV4), Oriental Son (Toyota Camry) и Chery FengYun (Seat Toledo). Объем продаж по итогам 2004 года — 350 000 автомобилей. Стоит ли говорить, что все эти модели дешевле оригиналов и производители оригиналов от деятельности Chery не в восторге. Владелец Daewoo Motors, американская компания General Motors, даже подала на китайскую компанию в суд и требует запретить ей экспорт в США.

В России с китайцами никто пока не судится, и позиции их крепнут на нашем рынке день ото дня. В мае первые российско-китайские пикапы и вседорожники Admiral сошли с конвейера Бийского котельного завода. В конце года на московском ЗИЛе начнется производство грузовиков китайской компании FAW и малых городских автобусов совместно с китайской JAC. Главный конкурент FAW — Nanjing Automobile Group готовится вложить $200 млн в создание собственных сборочных линий. Еще одна компания — Harbin Hafei Motor — намерена открыть производство микроавтобусов в Омске. А в августе открывается рассчитанный на сборку 25 000 машин в год Новосибирский автомобильный завод, который построила местная нефтетрейдерская компания «Транссервис». Полтора года назад президент «Транссервиса» Александр Бойко первым привез в Россию китайские машины.

«Если за первые полгода мы продали всего 6 автомобилей, то через год уже 130. Сейчас нас сдерживают только сложности в доставке машин с юга Китая, — говорит Бойко. — К китайцам надо просто привыкнуть. Когда три года назад появились в автосалонах «корейцы», никто их за машины не считал, сейчас же они занимают первые места на рынке». Упоминавшаяся выше компания Chery планирует наладить в России прямые продажи машин, сделанных в Китае. Для этого китайцы в середине июля подписали контракт о создании общероссийской сети фирменных автосалонов с «Инком-авто» и «Пекинским джипом» (подразделение «Транссервиса»).

А как же СеАЗ? Установка китайских двигателей на «Оку» — только первый шаг. По словам гендиректора управляющей компании «Автоком» Вячеслава Малеева, идут переговоры об открытии на СеАЗе сборки малолитражек Chery QQ. Китайцы планируют продавать эти машины в Европе и в России по $5500. Для сравнения: Daewoo Matiz, собранный в Узбекистане, стоит от $6400.

Новости партнеров